Премьер министры англии 20 века. Премьер англии. Единственный в истории Британии убитый премьер-министр

В XX век Великобритания входила богатой и могущест­венной державой, большая часть доходов которой Посту­пала из заморских колоний. Британские финансовые и страховые компании вели дела во всех уголках мира, бри­танские деньги вкладывались в экономику других стран, принося своим владельцам огромные дивиденды. Однако уже в это время наметилось серьезное отставание британ­ской промышленности от американской и гермснской: тех­ническая база производства в Британии устарела, а модер­низация промышленности велась крайне медленно. При этом период правления короля Эдуарда VII (1841-1910), восшедшего на престол после кончины Виктории в 1901 году, ознаменовался появлением в жизни англичан огром­ного количества технических новинок. По дорогам Брита­нии побежали первые автомобили, в ее небе зажужжали первые самолеты, в быт прочно вошли телефоны, граммо­фоны, в популярности с театром соперничал новорожден­ный британский кинематограф.

В последние десятилетия XIX и начале XX века в Ир­ландии усиливалось движение за предоставление стране самоуправления. Новшеством политической жизни Бри­тании являлось создание в 1900 году Комитета рабочего представительства, добившегося того, чтобы в состав пала­ты общин были введены представители рабочих. После волны массовых забастовок, прокатившихся по стране в 1905-1906 годах, комитет был преобразован в лейбористскую (рабочую) партию Великобритании. В1909 году впер­вые в стране стали выплачиваться пенсии по старости. Между тем в 1910-е годы страна вновь оказалась охвачен­ной массовыми стачками, прекратившимися лишь с нача­лом Первой мировой войны, в которую Британия вступила на стороне Франции и России 4 августа 1914 года. Против­никами Британии в этой войне были Германия и ее союз­ники - Австро-Венгрия и Турция. Движимый патриоти­ческими соображениями, Георг V (1910-1936) принял ре­шение об изменении династического имени королевской семьи, и Саксен-Кобург-Готская династия стала имено­ваться Виндзорской.

Послесобытий 1917 года в России военный союз Вели­кобритании, Франции и России распался, и Британия вы­ступила одним из инициаторов вооруженной интервенции против молодого советского государства - в марте 1918 года британские войска высадились в Мурманске, захва­тили Архангельск, а также оккупировали районы Средней Азиии Закавказья.

Из Первой мировой войны Британия вышла победи­тельницей. В качестве трофея ей досталась значительная часть бывших германских колониальных владений, а также существенные территории на Ближнем Востоке, от­торгнутые от турецкой Османской империи. Однако окон­чание войны повлекло за собой новые внутренние пробле­мы. В 1921 году правительство Британии пошло на разде­ление Ирландии и образование Ирландского свободного государства и остающейся в составе Соединенного Коро­левства Северной Ирландии. Это политическое решение стало прологом для крушения Британской колониальной империи (в период с 1940 по 1980 год более 40 британских колоний обрели государственную независимость).



После окончания войны Великобритания попала в фи­нансовую зависимость от Соединенных Штатов и навсегда лишилась статуса лидирующей мировой державы. В пос­левоенные годы отсутствие государственных военных за­казов вызвало сокращение рабочих мест в промышленнос­ти. Кроме того, существовали объективные трудности, свя­занные с реализацией британских товаров в странах, только что вышедших из войны. Это привело к катастро­фическому росту безработицы и новой волне социальных протестов. К концу 1930-х годов число безработных достиг­ло в Британии 2 миллионов человек.

Тем временем нависшая над Европой угроза фашизма побудила британское правительство на Переговоры с гит­леровской Германией, и в 1938 году Великобритания под­писала с Гитлером пакт о ненападении, вошедший в исто­рию как «мюнхенский сговор». Премьер-министр Невилл Чемберлен был убежден, что он принес своей стране «мир на все времена», однако всего через год Британия оказалась вовлеченной во Вторую мировую войну. Это произошло через два дня после того, как 1 сентября 1939 года Герма­ния напала на Польшу. Британские власти рассчитывали на то, что, увязнув на Восточном фронте, Германия не смо­жет осуществить высадку на Британских островах, однако с сентября 1940-го по май 1941 года Великобритания под­верглась массированным налетам фашистской авиации - во время операции «Блиц» немцы ежедневно бомбили Лон­дон и другие города страны. Для противостояния врагу была объявлена всеобщая мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 50 лет, которых либо отправляли на фронт, либо определяли на нужные для экономики военных лет при­нудительные работы. К работам оборонного значения при­влекались и женщины.



26 мая 1942 года был подписан англо-советский договор о союзе в войне против гитлеровской Германии. Полгода спустя, в ноябре, англо-американские вооруженные силы начали военные операции в Северной Африке, однако от­крытие столь необходимого Советскому Союзу второго фронта затягивалось вплоть до 6 июня 1944 года, когда войска союзников наконец пересекли Ла-Манш и вторг­лись на нормандское побережье Франции. В это время советские войска уже разгромили стратегические группиров­ки фашистов под Ленинградом, Новгородом, в Карелии, в Крыму и на Правобережной Украине, преодолели вражес­кую оборону на рубежах Южного Буга, Днестра, Прута, Свири, на Карельском перешейке и на протяжении 400 с лишним километров вышли на Государственную границу СССР.

В годы Второй мировой войны премьер-министром Ве­ликобритании был лидер консерваторов Уинстон Чер­чилль.

После победного завершения Второй мировой войны по­беду на всеобщих выборах в парламент одержала лейбо­ристская партия, и лейбористское правительство остава­лось у власти до 1951 года. В это время был осуществлен ряд мер по превращению Британии в «государство всеоб­щего благосостояния» - были введены выплаты пособий по уходу за детьми, возросли социальные выплаты по безработице, увеличились пенсии но старости. Была создана бесплатная государственная служба здравоохранения. Правительство также осуществило национализацию круп­ных промышленных предприятий - железных дорог, ме­таллургических заводов, угольных шахт и т. п. Эти меры способствовали временному оздоровлению экономики, од­нако уже в начале 1960-х годов Британия стала испыты­вать нехватку средств на социальные нужды и была вы­нуждена прибегать к международным государственным займам.

Программу выхода из кризисного тупика предложила партия консерваторов, возглавляемая Маргарет Тэтчер. С 1979 года премьер-министр Тэтчер осуществляла жесткую политику, направленную на сокращение вмешательства государства в предпринимательство. Делая ставку на частную инициативу, правительство Тэтчер осуществило разгосу­дарствление ранее национализированных предприятий, что способствовало ликвидации многих убыточных произ­водств. В результате в стране резко возросла безработица (в 1983 году она достигла пика - безработным был каждый 12-й из британцев трудоспособного возраста - и начала существенно уменьшаться лишь с конца 1980-х годов).

51.ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

(Weimar Republic) (1919–1933), созданная в Германии в 1919 г. федеральная республиканская система государственного управления, основанная на новой конституции, принятой в Веймаре. С момента образования республика столкнулась с множеством политических и социально-экономических проблем, чрезвычайно затрудняющих достижение в обществе порядка и стабильности. Ее часто расценивали как "демократию без демократов", т.е. считалось, что она не имела значительной либеральной поддержки и была не в состоянии обеспечить лояльность главных элит германского общества. С ухудшением к концу 1920-х гг. мировой экономической ситуации в Веймарской республике усилились настроения политического разочарования и стали набирать силу экстремистские движения и партии. Начиная с 1930 г. парламентская система была постепенно заменена президентской. Президент Пауль фон Гинденбург формировал кабинеты министров, не опиравшиеся на парламентское большинство и все чаще прибегавшие к указам. В результате такого развития событий появились предпосылки для подъема национал-социализма (National Socialism). В январе 1933 г. Гинденбурга убедили назначить канцлером лидера нацистской партии Адольфа Гитлера, который приостановил действие конституции, а в 1934 г. присвоил себе президентский пост и провозгласил создание "третьего рейха".

52. Фашистская диктатура в Германии

В 1923 г. Германия снова попадает в ситуацию глубокого кризиса. Механизмы политического строя Веймарской республики оказываются несовершенными. Партия Гитлера возникла в 1919 г. Официально она получила название «национал-социалистической рабочей партии». Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии. Результатом выборов в ноябре 1923 г. был приход к власти фашистской партии. Формирование фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции. Установлению фашистской диктатуры способствовали три обстоятельства: монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, рабочий класс Германии оказался расколотым и потому безоружным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм. Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюреров», которых назначали сверху. В подчинении партийного центра находились «штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, состоящие из сторонников Гитлера. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни. Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе «фюрера». В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер. В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие. Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.

53. Образование ФРГ. Конституция 1949 г

В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию парламентской республикой, построенной на принципе федерализма. ФРГ определяется как демократическое, социальное и федеративное государство. Первый раздел Конституции посвящен правам человека, что подчеркивает их приоритет перед всеми другими положениями. Федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Выделяются широкая сфера исключительного федерального законодательства; сфера конкурирующего законодательства федерации и земель; сфера «рамочного» федерального законодательства; все остальное отнесено к законодательным полномочиям земель. Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате. Количество представителей земли (представителями земли в бундесрате являются члены земельного правительства) зависит от количества населения земли, но не менее трех человек. Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель. Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного количества депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами на пропорциональной основе. Срок полномочий президента – пять лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избирательного блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Однако командует немецкими вооруженными силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо федеральный канцлер (во время войны). Распоряжения президента требуют контрасигнации федеральным канцлером Президент формально назначает и увольняет федеральных судей, некоторых федеральных чиновников, промульгирует федеральные законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Федеральный конституционный суд) Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом. Федеральный конституционный суд (орган конституционного контроля) толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции федеральных и земельных органов государственной власти, проверяет принимаемые федеральные законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.

54.«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризисаДля того чтобы раскрыть основные положения «Нового курса», необходимо дать общую оценку американской экономики в то время. В 1920-х гг. наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако стояла существенная задача – не хватало средств для обращения. В 1929 г. наличная сумма составила 1910 млн долларов – при том, что объемы ВНП равнялись 104 млрд долларов. Для того чтобы хоть както ускорить процесс оборачиваемости денежных средств, стали использоваться различные методы, наибольшее распространение среди которых получил потребительский кредит. Однако это лишь усугубило ситуацию, так как банки выдавали кредиты, не оставляя резервов. В результате 29 октября 1929 г. разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротилось свыше 2 000 банков с общим объемом вкладов около 2,8 млрд долларов. ВНП США упал с 104 млрд долларов до 56 млрд долларов всего лишь за 4 года – с 1929 по 1933 гг. В 1932 г. на президентских выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Ф. Д. Рузвельт; он предложил стране серию реформ, названную «Новым курсом». Экономическая обстановка в стране была таковой, что очевидна была необходимость реформы кредитно-финансовой сферы. С подачи Рузвельта Конгрессу был предложен «Чрезвычайный закон о банках». Его основные положения состояли в следующем:

банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной системы;

открытие банков разрешалось только в случае оценки их состояния как «здорового»;

министр финансов наделялся правом предотвращать массовое изъятие вкладов;

вводился запрет на экспорт золота;

вводился специальный указ, согласно которому гражданам США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свыше 100 долларов;

одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необеспеченных золотом;

вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, обращающееся между США и другими странами. 16 июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в разделении депозитных и инвестиционных функций банка; в сфере этого закона была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. примерно 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную защиту. Законом было установлено следующее: депозиты размером до 10 тыс. долларов подлежат страхованию на 100 %, от 10 до 50 тыс. долларов – на 75 %, а свыше 50 тыс. долларов – на 50 %. Январь 1934 г. отметился девальвацией доллара, которая сократила золотое содержание на 41 %. Особое положение в системе реформ «Нового курса» принадлежало учреждению Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. В начале лета 1933 г. были построены лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое – до 500 тыс. человек. Общее количество побывавших в них – свыше 3 млн американцев. В результате были созданы лесонасаждения – высажено 200 млн деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов и многое другое. Внимания также заслуживает Закон о восстановлении промышленности. Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

устанавливали бы размер производства;

определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;

распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;

определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в неделю;

б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч;

в) запрещен детский труд.

В «Новом курсе» рассматривались также и аграрные вопросы. Правительство предложило фермерам сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долларов.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще непроданных сельхозпродуктов;

политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

Предмет особой гордости Ф. Д. Рузвельта – тот факт, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создания специального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. Государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), справиться с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Результаты деятельности TVA:

создание еще 20 плотин в добавление к 5, ранее существовавших на Теннеси;

создание судоходства на реке;

рост доходов населения региона;

улучшение земледелия, почв и лесов.

Вслед за оживлением в американской экономике в 1933 г. произошло резкое изменение структуры федеральных расходов: впервые на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Осуществляя реформы «Нового курса», команда Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных кризисов. Но говорить о полном достижении этих целей нельзя.

55. Государство США в конце XIX - начале XX в Государство США в конце XIX - начале XX в. Превращение США в мировую державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Однако эти изменения, в целом направленные на расширение функций центральных органов власти, далеко не всегда находили свое выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят: "живая конституция"). На этот период приходятся только две поправки к конституции - XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние.Важное значение для конгресса имела "парламентская революция" 1910 г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах конгресса. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало повышению эффективности работы конгресса.После убийства в сентябре 1901 г. президента У. Мак-Кинли главой исполнительной власти стал Т. Рузвельт, который после переизбрания в 1904 г. занимал эту должность до 1909 г. При нем окончательно закончилась эра "правления конгресса", т. е. его относительная независимость от президентской власти. Предшествующие президенты (Гаррисон, Кливленд и Мак-Кинли) считали себя агентами конгресса, т. е. истолковывали президентскую власть в парламентарном духе. Т. Рузвельт не только на практике продемонстрировал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, он сформулировал свою собственную концепцию сильной президентской власти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.С именем Т. Рузвельта связан первый серьезный кризис, потрясший сложившуюся после окончания Гражданской войны двухпартийную систему. На президентских выборах 1912 г. Т. Рузвельт пошел на раскол с Республиканской партией и выдвинул свою кандидатуру в президенты от Прогрессивной партии. Собравшийся в августе 1912 г. в Чикаго Национальный конвент новой партии принял платформу, в которой сокрушительной критике была подвергнута старая двухпартийная система. Признавая корпорации "существенной частью современного бизнеса", платформа в то же время выдвигала ряд радикальных требований: демократизировать процедуру выдвижения кандидатов, предоставить избирательные права женщинам, обуздать избирательную коррупцию, улучшить условия труда рабочих, запретить детский труд, установить минимум зарплаты и т. д. Прогрессивная партия сумела собрать около 4 млн. голосов и получить 88 мест в коллегии выборщиков (кандидат Демократической партии получил соответственно 6 млн. голосов, 435 мест в коллегии выборщиков). Это был успех Рузвельта и поражение Республиканской партии. Но третьей партией Прогрессивная партия так и не стала.

56. Капитуляция Японии. Конституция Японии 1947 г.На государственно-правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, а состав послевоенного японского правительства был согласован со штабом американских оккупационных войск. В 1946 г. была принята парламентом и в 1947 г. вступила в силу новая Конституция Японии. Ее проект был разработан американской военной оккупационной администрацией.Япония была объявлена парламентарной монархией. Наследственный императорЯпонии был провозглашен «символом государства и единства народа». По представлению парламента он назначает премьер-министра (премьер-министром назначается лидер победившей на парламентских выборах политической партии либо партийной коалиции); по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда Японии. По совету и с одобрения кабинета министров японский император осуществляет официальное опубликование поправок к Конституции Японии, законов, правительственных указов и международных договоров, подтверждает назначение и отставку имперских министров и других высших должностных лиц государства, подтверждает назначение всеобщих и частных амнистий осуществляет помилование и некоторые другие (преимущественно церемониального характера) полномочия. Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них политическую ответственность.Высшим органом законодательной власти в Японии по Конституции 1947 г. является парламент, состоящий из двух палат. В палату советников входят депутаты, с 6-летним сроком полномочий. Каждые 3 года происходит ротация половины состава палаты советников японского парламента. В палату представителей входят депутаты с 4-летним сроком полномочий. Проект закона обсуждается в палатах и становится законом после его принятия обеими палатами. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений. Парламент обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства.Высший орган исполнительной власти – правительство (кабинет министров). Состав кабинета министров формируется премьер-министром и формально утверждается императором. Премьер-министром становится лидер партии, победившей на парламентских выборах, он также формально утверждается императором.Судебную систему Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей. Верховный суд Японии выполняет также функции конституционного суда. В судебную систему Японии входят также высшие суды, территориальные суды, семейные суды и первичные суды.

57. Китай в 20 веке - Чан Кайши, Мао Цзэдун, большой скачок, культурная революция.

После крушения древней империи в Китае долгое время хозяйничали враждующие клики и японские оккупанты. Позднее страну сумели объединить коммунисты, но их социальные эксперименты привели к полной разрухе и обнищанию народа.

В феврале 1912 г. последний император Маньчжурской династии отрекся от престола, и Китай стал республикой, но уже в апреле революционный лидер Сунь Ятсен был вынужден передать президентские полномочия военному диктатору Юань Шикаю. Никто не сомневался, что превратить огромную страну с 400-миллионным крестьянским населением в современное государство будет очень нелегко.
Борьба за власть
Вышедшая из подполья революционная организация Сунь Ятсена стала Национальной партией (Гоминьдан), но сил для борьбы с Юанем у националистов не было, и тот правил как диктатор до самой смерти в 1916 году. Сунь попытался было создать правительство на юге страны в Кантоне (Гуанчжоу), но к тому времени почти весь Китай уже добрый десяток лет находился под контролем местных военачальников. Преследуя националистические и политические цели, Сунь Ятсен не был чужд идеям социально-экономических преобразований. В 1921 г. группа активистов, в которую входил и скромный помощник библиотекаря Мао Цзэ-дун, основала в Шанхае Коммунистическую партию Китая (КПК). Поначалу враждовавшие между собой националисты и коммунисты заключили союз в 1923 г., когда Сунь Ятсен осознал, что только СССР готов помочь Гоминьдану в деле государственного строительства.
В 1925 г. в разгар подготовки к «северному походу» против маньчжурской военной клики Сунь Ятсен скончался, однако его преемник Чан Кайши довел этот замысел до конца и без особого труда захватил Шанхай. Пообещав Чану финансовую поддержку, местные промышленники уговорили его избавиться от нежелательных союзников, и в апреле 1927 г. тысячи коммунистов пали жертвами массовых репрессий, а ослабленная КПК была загнана в подполье.
Окрыленный успехом Чан взял Нанкин и установил республиканский режим во главе с собственной персоной. Однако его власть, обретенная лишь благодаря сделкам с местными милитаристами, была весьма шаткой еще до открытого вооруженного противостояния с коммунистами и японцами.
Возрождение коммунистов
Тем временем в горных районах на пограничье провинций Хунань (родины Мао) и Цзянси коммунисты исподволь готовились к ответному удару. Придя к убеждению, что движущей силой китайской революции должны стать крестьянские массы, Мао вместе с соратниками создал здесь коммунистическое государство и новую «Красную армию».
В глазах крестьян погрязшие в коррупции националисты безнадежно проигрывали честной администрации и земельным реформам коммунистов. Стремясь «подавить бандитов», Чан провел против них несколько карательных операций. В 1930-34 гг., несмотря на эффективную партизанскую тактику коммунистов, в этом районе погибло около миллиона человек, а в ходе пятой кампании правительственные войска замкнули кольцо окружения вокруг базы коммунистов в Цзянси. В октябре 1934 г. Красная армия прорвала кольцо и с боями двинулась на северо-запад.
Так начался эпический Великий поход через горы и реки длиной 9600 км, в котором Красная армия с изнурительными боями пробивалась на северо-запад, в особый район Яньань. Из 100 тысяч выступивших в путь остались в живых лишь около 10 000 закаленных бойцов. Главный стратег легендарного Великого похода Мао Цзэдун стал неоспоримым, лидером КПК, а Чжоу Эньлай - его правой рукой. Одержимый желанием добить коммунистов Чан Кайши закрыл глаза на все прочие проблемы, в том числе на растущую японскую угрозу.
Между тем именно японцы сорвали все планы Чана. Захватив Маньчжурию и вторгшись в ряде мест на китайскую территорию, они спровоцировали в 1937 г. вооруженный инцидент, переросший в полномасштабную, хоть и необъявленную войну. К концу 1937 г. японцы взяли Пекин и Нанкин, подвергли жестоким бомбардировкам многие города и совершали чудовищные зверства против мирного населения.
На борьбу с оккупантами поднялась вся страна, и Чан пошел на примирение с коммунистами, чтобы единым фронтом бороться с агрессором. Под натиском вооруженной до зубов японской армии китайцам приходилось отступать, и оккупанты заняли все восточное побережье, хотя так и не смогли захватить глубинные районы. Однако в 1941 г. Нападение японцев на Перл-Харбор в корне изменило ситуацию, и Китай стал одним из театров II мировой войны.
В конце войны в руках у Чана, казалось, были все козыри - многочисленная и хорошо оснащенная армия, контроль над городами и щедрая финансовая помощь США. Однако в разгоревшейся гражданской войне мощная народная поддержка, высокий боевой дух и тактическое превосходство быстро принесли успех коммунистам.
Народная республика
К середине 1949 г. пали Пекин, Нанкин и Шанхай, а в конце года Чан бежал на Тайвань. 1 октября 1949 г. при огромном стечении народа на пекинской площади Тяньаньмынь Мао и Чжоу Эньлай торжественно провозгласили Китайскую Народную Республику.
Получив в наследство разоренную войнами страну, коммунисты довольно быстро навели порядок и приступили к перестройке экономики. Несмотря на враждебное отношение к частной собственности, партия на первых порах проводила умеренную политику, обещавшую всем классам широкое участие в развитии общества. Самым радикальным и популярным в народе шагом стал Аграрный закон (1950), сломивший засилье помещиков и раздавший землю крестьянам. Это был период реальных успехов, несмотря на огромные потери в Корейской войне (1950-53), в которой китайские «добровольцы» воевали на стороне Северной Кореи против США и других западных стран.
В 1950-51 гг. китайцы оккупировали Тибет. Насаждение нового режима сопровождалось массовыми репрессиями, и тысячи тибетцев последовали в изгнание за своим духовным лидером, далай-ламой.
Между тем успехи в области экономики подтолкнули Мао к объявлению курса на ускоренный переход к социализму. Частные предприятия и компании были национализированы, в деревнях созданы сельскохозяйственные кооперативы. Этот шаг вызвал резкое недовольство среди крестьян, которые лишь недавно получили землю по закону 1950 г.
Первые неудачи лишь подстегнули Мао к коренному преобразованию китайского общества, полной ликвидации буржуазных пережитков и «реакционной идеологии». Все дальше расходясь со своими советскими союзниками, он твердо решил не допустить превращения компартии Китая в привилегированную касту бюрократов по образу и подобию КПСС. Началась широкая мобилизация масс на борьбу с «неустойчивыми элементами», коррупцией и попутно с противниками Мао в верхушке КПК, выступавшими за умеренные реформы.
«Большой скачок»
В 1958 г. Мао объявил, что за три года страна должна совершить «большой скачок» из социализма прямо в коммунизм. Страну разделили на деревенские коммуны, в которых доходы поровну распределялись между всеми членами. Повсюду, как грибы после дождя, вырастали мелкие предприятия с примитивным уровнем производства, а подлинным венцом абсурда стал миллион дворовых сталеплавильных печей.
Отношения между СССР и КНР резко ухудшились, и в I960 г. СССР отозвал своих специалистов, из-за чего застопорились сотни проектов. «Большой скачок» закончился полным провалом.
В 19б0-е гг., когда на первые роли в партии вышли умеренные прагматики, китайская экономика начала мало-помалу выбираться из кризиса. Однако отошедший на время в тень Мао по-прежнему оставался «великим кормчим», и в 1966 г., опираясь на армию и ее командующего Линь Бяо, он предпринял новый переворот - «великую пролетарскую культурную революцию».
Культурная революция
Культурная революция нанесла сокрушительный удар по всем традиционным ценностям и авторитетам - от университетских профессоров до высших партийных лидеров. Главным орудием в руках Мао были «красные охранники» (хунвэйбины) из числа учащейся молодежи, которые разъезжали по стране, проводили митинги, демонстрации и беспощадно расправлялись с «классовыми врагами» - представителями интеллигенции, теми, кто имел связи с Западом и неугодными партийцами. Их «революционный» пыл постоянно подогревал председатель Мао, чей красный цитатник печатался миллионными тиражами и стал чем-то вроде китайской библии.
Охвативший страну хаос усугубился открытой внутрипартийной борьбой в больших и малых городах. Беспорядки достигли такого размаха, что армии было приказано усмирить «красных охранников». В сентябре 1971 г. Линь Бяо был обвинен в заговоре против вождя и попытался бежать, но его самолет разбился в Монголии.
Между тем пора было думать о преемнике вконец одряхлевшего Мао, и в партии развернулась сложная борьба за власть между прагматиками во главе с премьером Чжоу Эньлаем и радикальной «бандой четырех», лидером которой была жена вождя Цзян Цин.
После смерти Чжоу в январе 1976 г. его преемником стал малоизвестный Хуа Го-фэн, и когда в сентябре того же года умер сам Мао, никто не знал, как развернутся события. Однако месяцем позже Хуа без колебаний арестовал всех членов «банды четырех», и ко всеобщему ликованию культурной революции был положен долгожданный конец.
Новое поколение
Хуа Гофэна вскоре сместил лидер реабилитированных прагматиков Дэн Сяопин. В годы культурной революции он подвергался преследованиям, но не пал духом и, придя к власти, проложил для Китая совершенно новый курс. До самой своей смерти в 1997 г. Дэн неуклонно проводил политику реформ под контролем государства. Отгороженный от всего мира коммунистический Китай ушел в прошлое.
Ставший в 1993 г. президентом страны Цзян Цзэминь направил все свое влияние и силы на экономические реформы. Он же осуществил ряд мер, позволивших Китаю вступить в ноябре 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) и уже в новом качестве выйти на крупнейшие международные рынки.
В 2003 г. Цзэминь передал власть вице-президенту Ху Цзиньтао (р. 1942), самому молодому из высших руководителей государства. Несмотря на репутацию либерала, он, судя по его послужному списку, не останавливается в случае нужды перед жесткими мерами. Именно Цзиньтао ввел в Тибете военное положение в ответ на протесты местного населения против китайской оккупации.
Во внешней политике Цзиньтао явно стремится сохранить добрые отношения со США и Россией, но энергично отстаивает притязания Китая на богатые нефтью острова Спратли, оспариваемые почти всеми странами Южно-Китайского моря, и продолжает словесную перепалку с Тайванем, который КНР всегда считали своей территорией.
В 2003 г. богатый природными ресурсами Китай продолжает переживать экономический бум. Многие эксперты пророчат ему ведущую роль в мире уже через несколько десятков лет.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
1912 Крах Китайской империи; провозглашение республики
1916 Начало «милитаристской эпохи»
1925 Смерть Сунь Ятсена. Приход к власти Чан Кайши
1927-28 Войска Чана расправляются с коммунистами. Чан формирует правительство
1931 Япония захватывает Маньчжурию
1934-35 Великий поход. Мао Цзэдун становится председателем КПК
1937 Японская интервенция в Китай
1941 Перл-Харбор. Китайско-японская война становится театром II мировой войны
1945 Капитуляция Японии
1946-49 Гражданская война в Китае
1949 Провозглашение Китайской Народной Республики
1958-60 «Большой скачок»
1960 Советские специалисты покидают Китай. Начало раскола в советско-китайских отношениях
1966 Начало культурной революции
1976 Кончина Чжоу Эньлая и Мао Цзэдуна. Арест «банды четырех»
1977-97 Годы правления Дэн Сяопина
2003 Ху Цзиньтао - председатель КНР. Новое поколение руководителей

Согласно обычаю, и Премьер-министр, и Кабинет министров состоят из действующих членов парламента Великобритании и отвечают перед ним за свои действия.

Действующий премьер-министр (с 13 июля 2016 года) - Тереза Мэй , лидер Консервативной партии .

Как указывает название должности, Премьер-министр является главным советником монарха. Исторически, первый министр мог занимать любую из высших государственных должностей, например должности Лорда канцлера , Архиепископа Кентерберийского , Лорда распорядителя , Канцлера казначейства , Лорда хранителя печати или государственного секретаря. С появлением в XVIII веке правительства, состоящего из кабинета министров, его главу стали называть «Премьер-министром» (иногда также «Премьером» или «Первым министром»); до настоящего времени Премьер-министр всегда занимает одно из министерских мест (обычно должность Первого лорда казначейства, исполняющего вместе с канцлером казначейства и парламентским секретарём казначейства обязанности Лорда-казначея). Сэр Роберт Уолпол обычно считается первым Премьер-министром в современном смысле этого слова.

Премьер-министр назначается Монархом, который согласно конституционному обычаю должен выбрать человека, пользующегося наибольшей поддержкой Палаты общин (обычно лидера партии, имеющей большинство). В случае, если Премьер-министр теряет доверие Палаты общин (что указывается принятием Постановления о недоверии), он или она морально обязаны либо уйти в отставку (в этом случае Суверен может попробовать найти другого Премьер-Министра, пользующегося доверием палаты), либо попросить монарха о назначении новых выборов . Так как премьерство в некотором смысле по прежнему остается должностью de facto , полномочия Премьер-министра в основном определяются обычаем, а не законом, происходя от того, что занимающий эту должность может назначать (через Суверена) своих коллег по кабинету министров и использовать Королевские прерогативы, которые могут исполняться как самим Премьер-министром, так и Монархом по совету Премьер-министра. Некоторые комментаторы указывают на то, что на практике Премьер-министр мало подотчётен палате.

История

Исторически власть над правительством королевства принадлежала Суверену , который пользовался советом парламента и тайного совета . Кабинет министров эволюционировал из тайного совета по мере того, как монарх стал советоваться с несколькими тайными советниками, а не со всем советом сразу. Однако эти органы были мало похожи на современный кабинет министров, так как они не возглавлялись одним человеком, они часто действовали несогласованно и назначались и распускались полностью по воле монарха без парламентского контроля.

История британских Премьер-министров состоит не из законодательных актов, а скорее из предположений историков. Происхождение термина Премьер-министр и вопрос, кого можно назвать первым Премьер-министром, неясны и являются предметом научных и политических споров.

Первое упоминание слов «Премьер-министр» в официальных правительственных документах произошло во времена Бенджамина Дизраэли . С тех пор название использовалось в документах, письмах и устной речи. В 1905 году должность Премьер-министра была обозначена в королевском свидетельстве, указывавшем порядок старшинства высших сановников. В списке по старшинству премьер-министр располагался сразу после Архиепископа Йоркского . К этому времени, по-видимому, произошло юридическое признание титула, так как позже он упоминался в законе 1917 года об имении Чекерс и законе о королевских министрах 1937 года.

Существуют многочисленные свидетельства, что должность «Премьер-министр» не была чётко определена актом Парламента, а скорее придумана историками. В 1741 году Палатой общин было объявлено, что «Согласно нашему государственному устройству, у нас не может быть единственного и первого министра… каждое… должностное лицо отвечает за свой собственный департамент и не должно вмешиваться в дела других департаментов». В то же время Палата лордов согласилась, что «Мы убеждены, что единственный или даже первый министр - это должностное лицо, неизвестное британским законам, несовместимое с государственным устройством и опасное для свободы любого правительства». Однако это во многом были партийные оценки того конкретного периода.

С другой стороны, в беседе лорда Мелвилла с Уильямом Питтом в 1803 последний утверждал, что «человек, обыкновенно называемый первым министром», был абсолютно необходим для нормальной работы правительства и выразил мнение, что таким человеком должен быть министр, отвечающий за финансы. В 1806 Палата общин заявляла, что «государственное устройство не терпит идеи премьер-министра», и даже в 1829 Палата общин снова заявила, что «не может быть ничего более вредного и не соответствующего государственному строю, чем признание существования такой должности актом парламента».

Издание Битсона Political Index of 1786 даёт список "Премьер-министров и Фаворитов от вступления на трон Генриха VIII до настоящего времени". С 1714 Битсон (Beatson) указывает только одного "единственного министра"/"Sole Minister", которым был Роберт Уолпол . В последующий период он выделял двух, трёх или даже четырёх людей как равных министров, к совету которых прислушивался Король, и которые таким образом контролировали управление страной.

В порядке старшинства, определённом королевской властью, Премьер-министр, если исключить членов королевской семьи, находится ниже только Архиепископа Кентерберийского , Архиепископа Йоркского и Лорда-канцлера .

В региональных правительствах Шотландии , Уэльса , и Северной Ирландии , должность соответствующая премьер-министру называется Первый министр . (См. Первый министр Шотландии , Первый министр Уэльса и Первый министр Северной Ирландии .)

Срок полномочий

Суть должности премьер-министра определяется не кодифицированными законами, а неписанными и изменчивыми обычаями, известными как конституционные обычаи , которые развивались на протяжении британской истории. В настоящее время эти обычаи пришли к тому, что премьер-министр и кабинет министров должны пользоваться поддержкой демократически выбранной части Парламента Великобритании : Палаты общин . Суверен , как конституционный монарх всегда действует в согласии с этими обычаями, как и сам премьер-министр.

Когда должность премьер-министра оказывается незанятой, Суверен назначает нового премьер-министра. Назначение формализовано как церемония известная под названием Целование рук. В согласии с неписанными конституционными обычаями монарх должен назначить человека пользующегося поддержкой палаты общин: обычно, лидера партии получившей большинство в палате. Если ни у одной партии нет большинства (редкий случай при избирательной системе Соединённого Королевства), две или более группы могут создать коалицию, лидер которой становится премьер-министром. Партия большинства становится «Правительством её Величества» а следующая крупнейшая партия «Верной оппозицией её Величества ». Глава крупнейшей оппозиционной партии становится "Лидером оппозиции " и носит титул "Лидера верной оппозиции её Величества".

Срок полномочий премьер-министра связан со сроком полномочий Палаты общин. Максимальный срок полномочий палаты - пять лет, на практике, однако, она по запросу премьер-министра распускается Монархом раньше. Обычно премьер-министр выбирает наиболее выгодный для его партии момент для роспуска, чтобы получить больше голосов на выборах. В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо распустить Палату общин, либо уйти в отставку. Это происходит в случае если палата выражает недоверие или отказывается выразить доверие. То же самое происходит, если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства. Такое, однако, происходило редко: дважды в 1924, и однажды в 1979. Первый случай произошёл сразу после неопределённого исхода выборов в и привел к смене правительства, другие два случая завершились новыми всеобщими выборами.

Какой бы ни была причина - истечение пятилетнего срока, выбор премьер-министра или поражение правительства в Палате общин, после роспуска следуют новые всеобщие выборы. Если партия премьер-министра теряет большинство в Палате общин, премьер-министр уходит в отставку. Лидер победившей партии или коалиции назначается премьер-министром Монархом. Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства. Нечто подобное произошло в 1974, когда ни одна партия на выборах не получила абсолютного большинства. Тогда Эдвард Хит предпочёл не уходить в отставку сразу, а пытался договориться с третьей, Либеральной партией о формировании коалиции. Однако после неудачи переговоров Хиту всё-таки пришлось уйти в отставку.

Наконец, проигрыш на выборах не единственное событие, которое может окончить полномочия премьер-министра. Например, Маргарет Тэтчер оставила свой пост потому что потеряла поддержку своей собственной партии. Премьер-министр может оставить свой пост по личным причинам (таким как состояние здоровья). Последним премьер-министром, умершим на своём посту был Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон (в 1865). Единственным убитым премьер-министром был Спенсер Персеваль в 1812.

Власть и её ограничения

Основной обязанностью премьер-министра является формирование правительства, то есть создание Кабинета , который сможет удержать поддержку Палаты общин после назначения Монархом. Он координирует политику и действия кабинета и различных правительственных департаментов , представляя собой «лицо» правительства её Величества. Монарх исполняет многие из королевских прерогатив по совету премьер-министра.

Члены парламента могут занимать министерские должности (существует до 90 должностей различного уровня), и опасаться смещения с должности, если не будут поддерживать премьер-министра. Кроме того, очень сильна партийная дисциплина: член парламента может быть исключён из своей партии, если не будет поддерживать свою партию по важным вопросам, и хотя это не означает немедленного лишения места в парламенте, это сделает для него перевыборы очень сложным делом. Если у правящей партии есть значительное большинство в палате, то контроль за действиями правительства со стороны палаты совсем ослабевает. В целом, премьер-министр и его коллеги могут провести практически любой закон.

За последние 50 лет роль и власть премьер-министра подверглись значительным изменениям. Происходил постепенный переход от коллективного принятия решений кабинетом к преобладанию премьер-министра. Некоторые комментаторы, такие как Майкл Фоли, утверждают, что de facto существует «Британское президентство». Многие источники, такие как бывшие министры, утверждают, что в правительстве Тони Блэра основные решения принимались им самим и Гордоном Брауном, а кабинет оставался в стороне. . Отставные министры, такие как Клэр Шорт и Крис Смит, критиковали такое положение дел. Во время своей отставки Шорт осудила «централизацию власти в руках премьер-министра и всё меньшего числа советников» .

Привилегии

Премьер-министр получает свою зарплату не как премьер-министр, а как первый лорд казначейства . На 2006 год она составляет £127 334, сверх того, что он получает £60 277 как член парламента . Премьер-министр традиционно живёт на Даунинг-стрит, 10 , в Лондоне , в доме который Георг II подарил Роберту Уолполу в качестве личного подарка. Уолпол, однако, согласился принять его только как официальную резиденцию Первых лордов, а не как подарок для себя лично, и поселился там в 1735 году. Хотя большинство Первых лордов жили на Даунинг-стрит, 10, некоторые жили в своих частных домах. Обычно так поступали аристократы, которые сами владели большими домами в центре Лондона. Некоторые, такие как Гарольд Макмиллан и Джон Мейджор жили в Адмиралтейском доме , пока на Даунинг-стрит, 10, вёлся ремонт и реконструкция. В примыкающем доме Даунинг-стрит, 11, располагается резиденция второго лорда казначейства. Даунинг-стрит, 12, является резиденцией главного

Перейти к: навигация, поиск


Prime Minister of the United Kingdom

Герб правительства Её Величества

Должность занимает
Дэвид Кэмерон
с 11 мая 2010
Форма обращения

Достопочтенный

Официальная резиденция

Даунинг-стрит, 10

Назначается

Британским монархом

Зарплата
Должность появилась
Первый в должности

Роберт Уолпол

Сайт

Премьер-министр Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии является главой правительства и выполняет многие из исполнительных функций, номинально принадлежащих Суверену, который является главой государства.

С появлением в XVIII веке правительства, состоящего из кабинета министров, его главу стали называть «Премьер-министром» (иногда также «Премьером» или «Первым министром»); до настоящего времени Премьер-министр всегда занимает одно из министерских мест (обычно должность Первого лорда казначейства, исполняющего вместе с канцлером казначейства обязанности Лорда-канцлера).

Современные историки обычно считают первым премьер-министром сэра Роберта Уолпола, который возглавлял правительство Великобритании в течение двадцати одного года с 1721 по 1742, он также дольше всех пробыл на посту премьер-министра страны. Маргарет Тэтчер была единственной женщиной, занимавшей пост премьер-министра Великобритании. Последним премьер-министром, умершим на своём посту, был Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон (в 1865). Единственным убитым премьер-министром был Спенсер Персеваль, убитый в 1812 году.

Премьер-министр традиционно живёт на Даунинг-стрит 10 в Лондоне, в доме, который Георг II подарил Роберту Уолполу как личный подарок. Уолпол, однако, согласился принять его только как официальную резиденцию Первых лордов, а не как подарок для себя лично, и поселился там в 1735 году. Хотя большинство Первых лордов жили на Даунинг-стрит 10, некоторые жили в своих частных домах. Обычно так поступали аристократы, которые сами владели большими домами в центре Лондона. Некоторые, такие как Гарольд Макмиллан и Джон Мейджор, жили в Адмиралтейском доме, пока на Даунинг-стрит 10 вёлся ремонт и реконструкция. примыкающем доме Даунинг-стрит 11 располагается резиденция второго лорда казначейства. Даунинг-стрит 12 является резиденцией главного «кнута».

  • 1 Список премьер-министров
  • 2 Ныне живущие бывшие премьер-министры
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Список премьер-министров

Партии
# Портрет Имя Начало полномочий Окончание полномочий Прим.
1 Роберт Уолпол
(с 1742 граф Орфорд)
(1676-1745)
4 апреля 1721 11 февраля 1742
2 Спенсер Комптон, граф Уилмингтон
(1673-1743)
16 февраля 1742 2 июля 1743
3 Генри Пелхэм
(1694-1754)
27 августа 1743 6 марта 1754
4 Томас Пелхэм-Холлс, герцог Ньюкасл
(первый срок)
(1693-1768)
16 марта 1754 16 ноября 1756
5 Уильям Кавендиш, герцог Девоншир
(1720-1764)
16 ноября 1756 25 июня 1757
6 Пелхэм-Холлс, Томас, 1-й герцог Ньюкасл
(второй срок)
(1693-1768)
2 июля 1757 26 мая 1762
7 Джон Стюарт, граф Бьют
(1713-1792)
26 мая 1762 16 апреля 1763
8 Джордж Гренвиль
(1712-1770)
16 апреля 1763 13 июля 1765
9
(первый срок)
(1730-1782)
13 июля 1765 30 июля 1766
10 Уильям Питт старший, граф Четэм
(1708-1778)
30 июля 1766 14 октября 1768
11 Огастас ФицРой, герцог Графтон
(1735-1811)
14 октября 1768 28 января 1770
12 лорд Фредерик Норт
(1732-1792)
28 января 1770 22 марта 1782
13 Чарльз Ватсон-Вентворт, маркиз Рокингам
(второй срок)
(1730-1782)
27 марта 1782 1 июля 1782
14 Уильям Петти, граф Шелберн
(1737-1805)
4 июля 1782 2 апреля 1783
15
(первый срок)
(1738-1809)
2 апреля 1783 19 декабря 1783
16 Уильям Питт младший
(первый срок)
(1759-1806)
19 декабря 1783 14 марта 1801
17 Генри Эддингтон
(1757-1844)
17 марта 1801 10 мая 1804
18 Уильям Питт младший
(второй срок)
(1759-1806)
10 мая 1804 23 января 1806
19 лорд Уильям Гренвиль
(1759-1834)
11 февраля 1806 31 марта 1807
20 Уильям Кавендиш-Бентинк, герцог Портленд
(второй срок)
(1738-1809)
31 марта 1807 4 октября 1809
21 Спенсер Персеваль
(1762-1812)
4 октября 1809 11 мая 1812
22 Роберт Дженкинсон, граф Ливерпуль
(1770-1828)
8 июня 1812 9 апреля 1827
23 Джордж Кэннинг
(1770-1827)
10 апреля 1827 8 августа 1827
24 Фредерик Джон Робинсон, виконт Годрик
(1782-1859)
31 августа 1827 21 января 1828
25
(первый срок)
(1769-1852)
22 января 1828 16 ноября 1830
26 граф Чарльз Грей
(1764-1845)
22 ноября 1830 9 июля 1834
27 Уильям Лэм, виконт Мельбурн
(первый срок)
(1779-1848)
16 июля 1834 14 ноября 1834
28 Артур Уэлсли Веллингтон, герцог Веллингтон
(второй срок)
(1769-1852)
14 ноября 1834 10 декабря 1834
29 Роберт Пиль
(первый срок)
(1788-1850)
10 декабря 1834 8 апреля 1835
30 Уильям Лэм, виконт Мельбурн
(второй срок)
(1779-1848)
18 апреля 1835 30 августа 1841
31 Роберт Пиль
(второй срок)
(1788-1850)
30 августа 1841 29 июня 1846
32 лорд Джон Рассел
(первый срок)
(1792-1878)
30 июня 1846 21 февраля 1852
33
(первый срок)
(1799-1869)
23 февраля 1852 17 декабря 1852
34 Джордж Гамильтон-Гордон, граф Абердин
(1784-1860)
19 декабря 1852 30 января 1855
35
(первый срок)
(1784-1865)
6 февраля 1855 19 февраля 1858
36 Эдвард Смит-Стэнли, граф Дерби
(второй срок)
(1799-1869)
20 февраля 1858 11 июня 1859
37 Генри Темпль, виконт Пальмерстон
(второй срок)
(1784-1865)
12 июня 1859 18 октября 1865
38 лорд Джон Рассел
(второй срок)

(1792-1878)

29 октября 1865 26 июня 1866
39 Эдвард Смит-Стэнли, граф Дерби
(третий срок)
(1799-1869)
28 июня 1866 25 февраля 1868
40 Бенджамин Дизраэли
(первый срок)
(1804-1881)
27 февраля 1868 1 декабря 1868
41 Вильям Эварт Гладстон
(первый срок)
(1809-1898)
3 декабря 1868 17 февраля 1874
42 Бенджамин Дизраэли
(второй срок)
(1804-1881)
20 февраля 1874 21 апреля 1880
43 Вильям Эварт Гладстон
(второй срок)
(1809-1898)
23 апреля 1880 9 июня 1885
44
(первый срок)
(1830-1903)
23 июня 1885 28 января 1886
45 Вильям Эварт Гладстон
(третий срок)
(1809-1898)
1 февраля 1886 20 июля 1886
46 Роберт Гаскойн-Сесил, маркиз Солсбери
(второй срок)
(1830-1903)
25 июля 1886 11 августа 1892
47 Вильям Эварт Гладстон
(четвертый срок)
(1809-1898)
15 августа 1892 2 марта 1894
48 Арчибальд Примроуз, граф Розберри
(1847-1929)
5 марта 1894 22 июня 1895
49 Роберт Гаскойн-Сесил, маркиз Солсбери
(третий срок)
(1830-1903)
25 июня 1895 11 июля 1902
50 Артур Бальфур
(1848-1930)
11 июля 1902 5 декабря 1905
51 Генри Кэмпбелл-Баннерман
(1836-1908)
5 декабря 1905 3 апреля 1908
52 Герберт Генри Асквит
(1852-1928)
5 апреля 1908 5 декабря 1916
53 Дэвид Ллойд-Джордж
(1863-1945)
6 декабря 1916 19 октября 1922
54 Эндрю Бонар Лоу
(1858-1923)
23 октября 1922 20 мая 1923
55 Стэнли Болдуин
(первый срок)
(1867-1947)
23 мая 1923 16 января 1924
56 Рэмси Макдональд
(первый срок)
(1866-1937)
22 января 1924 4 ноября 1924
57 Стэнли Болдуин
(второй срок)
(1867-1947)
4 ноября 1924 5 июня 1929
58 Рэмси Макдональд
(второй срок)
(1866-1937)
5 июня 1929 7 июня 1935
59 Стэнли Болдуин
(третий срок)
(1867-1947)
7 июня 1935 28 мая 1937
60 Невилл Чемберлен
(1869-1940)
28 мая 1937 10 мая 1940
61 Уинстон Черчилль
(первый срок)
(1874-1965)
10 мая 1940 27 июля 1945
62 Клемент Эттли
(1883-1967)
27 июля 1945 26 октября 1951
63 Уинстон Черчилль
(второй срок)
(1874-1965)
26 октября 1951 7 апреля 1955
64 Энтони Иден
(1897-1977)
7 апреля 1955 9 января 1957
65 Гарольд Макмиллан
(1894-1986)
11 января 1957 19 октября 1963
66 Александр Дуглас-Хьюм
(1903-1995)
19 октября 1963 16 октября 1964
67 Гарольд Вильсон
(первый срок)
(1916-1995)
16 октября 1964 19 июня 1970
68 Эдвард Хит
(1916-2005)
19 июня 1970 4 марта 1974
69 Гарольд Вильсон
(второй срок)
(1916-1995)
4 марта 1974 5 апреля 1976
70 Джеймс Каллаган
(1912-2005)
5 апреля 1976 4 мая 1979
71 Маргарет Тэтчер
(1925-2013)
4 мая 1979 28 ноября 1990
72 Джон Мейджор
(род. 1943)
28 ноября 1990 2 мая 1997
73 Тони Блэр
(род. 1953)
2 мая 1997 27 июня 2007
74 Гордон Браун
(род. 1951)
27 июня 2007 11 мая 2010
75 Дэвид Кэмерон
(род. 1966)
11 мая 2010 по настоящее время

Ныне живущие бывшие премьер-министры

По состоянию на май 2014 года живы 3 бывших премьер-министров Великобритании.

Последней в апреле 2013 года в возрасте восьмидесяти семи лет скончалась Маргарет Тэтчер (премьер с 1979 по 1990 год).

См. также

  • Премьер-министр Великобритании

Примечания

  1. At Power"s Elbow: Aides to the Prime Minister from Robert Walpole to David Cameron. - London: Biteback Publishing, 2013. - ISBN 978-1-849-54572-3.
  2. 1 2 Parties and Prime Ministers, BBC News, British Broadcasting Corporation (19 May 1998). Проверено 12 октября 2008.
  3. Kreike edited by Emmanuel. Corrupt histories. - Rochester (N.Y.): University of Rochester Press, 2004. - P. xii & 167. - ISBN 1-58046-173-5.
  4. Winton Calhoun. John Gay and the London theatre. - Lexington, Ky.: Univ. Press of Kentucky, 1993. - P. 132–133. - ISBN 0-8131-1832-8.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 PMs through history, The Daily Telegraph, London: Telegraph Media Group (21 September 2007). Проверено 16 октября 2008.
  6. Byrn edited by John D. Naval courts martial, 1793–1815. - Farnham, Surrey, England: Ashgate for the Navy Records Society, 2009. - P. xviii. - ISBN 978-0-7546-6781-0.
  7. H.S.Q Henriques,. The Jews and the English law. - Clark, N.J.: Lawbook Exchange, 2006. - P. 241–5. - ISBN 1-58477-645-5.
  8. Chaurasia Radhey Shyam. History of modern India: 1707 A.D. upto 2000 A.D.. - New Delhi: Atlantic, 2002. - P. 21–25. - ISBN 81-269-0085-7.
  9. Kulisheck P.J. The Duke of Newcastle, 1693–1768, and Henry Pelham, 1694–1754: a bibliography. - Westport, Conn.: Greenwood Press, 1997. - P. 207–8. - ISBN 0-313-29501-8.
  10. Marston Daniel. The Seven Years" War. - London: Osprey, 2001. - P. 11 and 26. - ISBN 1-84176-191-5.
  11. Thal edited by Herbert Van. The Prime Ministers: from Sir Robert Walpole to Edward Heath. - New York: Stein and Day, 1975. - P. 93–102. - ISBN 0812817389.
  12. Hibbert Christopher. George III: A Personal History. - New York: Basic books, 2000. - P. 27. - ISBN 978-0465027248.
  13. Thomas 2002, pp. 66–94.
  14. Thomas 2002, pp. 95–124.
  15. Thomas 2002, pp. 125–147.
  16. Thomas 2002, pp. 148–196.
  17. Thomas 2002, pp. 197–218.
  18. Clarke 1993, pp. 278–279.
  19. Clarke 1993, pp. 281.
  20. Priestley 2002, pp. 62.
  21. Priestley 2002, pp. 65.
  22. Clarke 1993, pp. 293–294.
  23. Black 2006, pp. 180.
  24. Anderson 1856, pp. 442–443.
  25. Black 2006, pp. 180–181.
  26. Clarke 1993, pp. 294.
  27. Longford 1998, pp. 63.
  28. Longford 1998, pp. 156–157.
  29. Longford 1998, pp. 156–187.
  30. Longford 1998, pp. 228–231.
  31. Longford 1998, pp. 232.
  32. 1 2 Longford 1998, pp. 246.
  33. Longford 1998, pp. 281.
  34. 1 2 Longford 1998, pp. 282.
  35. Longford 1998, pp. 346.
  36. Longford 1998, pp. 351.
  37. Longford 1998, pp. 353.
  38. Longford 1998, pp. 357.
  39. Longford 1998, pp. 396.
  40. Longford 1998, pp. 433.
  41. Hunt William. The Political History of England. - Longmans, Green and co., 1907. - P. 505.
  42. Longford 1998, pp. 484.
  43. Longford 1998, pp. 492–493.
  44. Longford 1998, pp. 518–519.
  45. Longford 1998, pp. 527–528.
  46. Longford 1998, pp. 533–534.Longford (1998).
  47. Rose 1983, pp. 196–198.
  48. Rose 1983, pp. 265.
  49. Rose 1983, pp. 272.
  50. Rose 1983, pp. 326.
  51. Rose 1983, pp. 337.
  52. Rose 1983, pp. 361.
  53. Rose 1983, pp. 398.
  54. Hennessy 2001, pp. 179.
  55. Hennessy 2001, pp. 158.
  56. Hennessy 2001, pp. 147.
  57. Hennessy 2001, pp. 178.
  58. Hennessy 2001, pp. 207.
  59. Hennessy 2001, pp. 248.
  60. Hennessy 2001, pp. 272.
  61. Hennessy 2001, pp. 286.
  62. Hennessy 2001, pp. 331.
  63. Hennessy 2001, pp. 357.
  64. Hennessy 2001, pp. 376.
  65. Lord Callaghan of Cardiff, The Times, London: Times Newspapers Ltd (28 марта 2005). Проверено 13 октября 2008.
  66. Ballantyne, Aileen. Crowd"s long cold wait for lady of the hour, The Guardian, London: Guardian and Manchester Evening News Ltd (5 мая 1979). Проверено 13 октября 2008.
  67. Hennessy 2001, pp. 397.
  68. "John Major? Who"s he?" asks Thatcher, The Independent, UK: Newspaper Publishing PLC (6 августа 1995). Проверено 13 октября 2008. (недоступная ссылка)
  69. Hennessy 2001, pp. 437.
  70. The Blair Years: 1997–2007, The Daily Telegraph, London: Telegraph Media Group (28 июня 2007). Проверено 13 октября 2008.
  71. Hennessy 2001, pp. 476.
  72. Summers, Deborah, Mulholland , Hélène. Brown declared prime minister, The Guardian, London: Guardian News & Media (27 июня 2007). Проверено 12 октября 2008.
  73. BBC News – David Cameron is UK"s new prime minister, news.bbc.co.uk, BBC (12 мая 2010). Проверено 11 мая 2010.

Литература

  • Anderson John. A History of Edinburgh from the Earliest Period to the Completion of the Half Century 1850: With Brief Notices of Eminent Or Remarkable Individuals. - A. Fullarton & co, 1856. - ISBN 978-1-85285-581-9.
  • Black Jeremy. The Hanoverians: The History of a Dynasty. - Continuum International Publishing Group, 2006. - ISBN 1-85285-581-9.
  • Clarke John. The Lives Of The Kings And Queens Of England / Fraser, Antonia. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1993. - ISBN 0-297-83238-7.
  • Hennessy Peter. The Prime Minister; The Office And Its Holders Since 1945. - Penguin Group, 2001. - ISBN 0-14-028393-5.
  • Longford Elizabeth. Victoria R.I.. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1998. - ISBN 0-297-84142-4.
  • Marriott J. A. R. English Political Institutions. - Oxford University Press, Oxford, 1925.
  • Priestley J. B. The Prince of Pleasure and his Regency 1811–20. - Penguin Group, 2002. - ISBN 0-14-139106-5.
  • Rose Kenneth. King George V. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1983. - ISBN 0-297-78245-2.
  • Thomas Peter David Garner. George III: King and Politicians, 1760–1770. - Manchester University Press, 2002. - ISBN 978-0-7190-6429-6.

Шаблон:Link FL

Шаблон:Link FL Шаблон:Link GA

Список премьер-министров Великобритании Информацию О

4.1k (43 за неделю)

Должность премьер-министра

Великобритания - страна традиций и обычаев, одним из которых является то, что все действия премьера государства и министров подотчетны парламенту. Премьер-министр в Англии - глава правительства, председатель Кабинета Министров страны и член тайного Совета. С 13 июля 2016 года в Соединенном Королевстве в должности премьер-министра работает лидер партии Консерваторов - Тереза Мэй. Первый министр считается главным советником правящего монарха, и им же утверждается. Согласно английской конституции, королевская особа должна ратифицировать на должность главы правительства человека, который пользуется максимальной поддержкой в Палате общин. Бывали случаи, когда премьер, по каким-либо причинам, впадал в немилость, тогда на основании «Постановления о недоверии», на его место предлагался другой кандидат. Специфика должности подразумевает массу причин, по которым премьер должен по моральным соображениям уйти в отставку. В Англии обязанности главы правительства определяются большей частью традициями, а не законодательными актами. Формально премьер-министр должен отчитываться перед палатой, но на официальном уровне это правило не соблюдается.

Историческая справка

История появления должности основывается исключительно на предположениях ученых. Особых документов, в которых можно было бы проследить возникновение поста главы правительства, не найдено. Впервые словосочетание «премьер-министр» было упомянуто во второй половине 19 века, в период работы на этом посту Бенджамина Дизраэли . С этого периода должность стала употребляться не только в официальных документах, но и в словесном выражении. С 1905 года в знаменитом британском «королевском свидетельстве», в иерархии высших сановников, премьер-министр стоял лишь на одну ступеньку ниже, чем Архиепископ Йоркский.
Историки утверждают, что первым премьер-министром был сэр Роберт Уолпол, возглавлявший правительство в 1721 году. Уолпол - первый человек, который смог сплотить руководителей ведомств и заставить их работать на общее благо. Политические возможности, предоставляемые Уорполу для решения вопросов, были санкционированы Георгом I, и ни один из премьер-министров в истории Великобритании не имел настолько расширенных прав для осуществления своей деятельности. Самым знаменитым премьер-министром был Уинстон Черчиль, занимавший этот пост в начале II Мировой войны.

Функции премьер-министра

Официально статус главы правительства является неоднозначным, хотя в целом работе на этой должности такое положение вещей нисколько не мешает. Сложно сказать, какие законодательные акты определяют субординацию в кабинете министров и насколько его глава может влиять на мнение отдельных его членов. Теоретически, страной управляют только руководители ведомств, а их полномочия конкретно определены парламентскими актами. В отличие от других стран, английский премьер соединяет в себе несколько должностей, в том числе пост Первого лорда казначейства и непривычную для нас работу в качестве министра гражданской службы.
Если рассматривать порядок старшинства, который определяется властью Королевы, премьер-министр занимает четвертую строчку, пропуская вперед Архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также Лорда-канцлера. В регионах, входящих в состав Соединенного Королевства - Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии, пост, соответствующий должности «премьер-министр» приравнивается к Первому министру.

Срок действия полномочий

Политические традиции Великобритании устанавливают сроки, в течение которых премьер может находиться на своей должности. Конституционные обычаи англичан не поддаются объяснению и могут идти в разрез с законодательными актами. По негласному правилу, глава правительства обязательно должен пользоваться поддержкой демократически выбранного парламентского большинства. Избирательная система, принятая в Соединенном королевстве, предполагает наличие двух партий, одна из которых, получившая в палате подавляющее число голосов, и будет выдвигать своего лидера на пост главы правительства.

Длительность компетенции премьера напрямую связана со сроками полномочий, которыми обладает Палата общин. Формально, это 5 лет
, однако, по представлению первого лорда действующему монарху, это время может быть сокращено. В большинстве случаев, премьер-министр уходит в отставку со своего поста, когда теряет необходимую поддержку своей партии. Другими причинами для того, чтобы глава министров ушел с поста являются состояние здоровья или личные обстоятельства. В британской истории были случаи, когда премьер умирал на своем посту, а в 1812 году премьер-министр Спенсер Персеваль был убит.

Объем власти премьер-министра

Главная задача премьер-министра - своевременно сформировать правительство страны. Важность этого мероприятия состоит в том, что назначенный премьером Кабинет должен сохранить, после назначения Королевой, поддержку Палаты общин. В обязанности премьера входит также координация действий министров, представление страны на политической арене и консультирование монарха по ряду вопросов. Елизавета II является формальным главнокомандующим, однако, в случае войны, развертыванием и определением стратегии и тактики армии будет заниматься премьер-министр , который сможет дать «добро» на использование ядерного потенциала государства. За королевой остается право объявлять войну или заключать мир, эта функция действует в отношении не только Соединенного Королевства, но и, к примеру, Австралии или Великобритании.
За последние полвека значимость премьер-министра возросла. Многие решения и законы принимаются не кабинетом, а главой правительства единолично. Политологи пришли к выводу, что в настоящее время можно говорить о том, что в Великобритании существует негласное президентство , но многие министры не согласны с таким положением и стараются всячески пресечь попытки самостоятельности и централизации власти в одних руках.

Преференции

Согласно британским традициям, заработную плату премьер-министру выдают как первому лорду казначейства . Отдельную доплату глава правительства получает как член парламента. Место жительства премьера обычаями определено в Лондоне, по улице Даунинг-стрит, дом 10 . Это здание в 1735 году было даровано Георгом II Роберту Уолполу в качестве личного презента. Уолпол счел подарок слишком дорогим и согласился его принять при условии регистрации дома как официальной резиденции премьеров. Большинство глав министерства проживали в резиденции, некоторые предпочли остаться в своих частных владениях. Такое правило касалось богатых аристократов, имевших дома в центральной части Лондона.
В периоды реставрации здания на Даунинг-стрит, премьер-министры проживали в Адмиралтейском доме. Второй лорд казначейства размещается на той же улице, но в № 11, а в доме под № 12 находится резиденция главного английского «кнута». Для особых приемов премьеру также предоставляется возможность использовать Чекерс - загородную резиденцию в Бакингемшире.

Оценить!

Поставьте свою оценку!

10 0 1 1

Великобритания до первой мировой войны

В истории Великобритании первая половина XX века полна драматических событий. Образованная ещё в XIX веке обширная Британская империя продолжала оставаться крупнейшим государством на планете. Хотя по уровню экономического развития Англия стала сдавать позиции и уступала Растущим экономикам США и Германии, страна продолжала играть весомую роль в международных отношениях.

В Великобритании традиционно существовали две правящих партии – либералы и консерваторы. Если одна из них приходила к власти, другая становилась ей оппозицией. В 1900 году образовывается новая партия – партия лейбористов (партия труда). Достаточно быстро она смогла завоевать популярность и потеснила либеральную партию с арены политической борьбы. К середине 1920-х годов двухпартийная система предполагала выбор из партии консерваторов и партии лейбористов. Последнее либеральное правительство было связано с именем Ллойда Джорджа.

Премьер-министры Великобритании в 1900-1945 годах

Изменения в политических партиях нашли отражении в представителях партий, возглавляющих правительство. Вот перечень премьер-министров до 1945 года:

  1. 1902-1905 годы – консерватор Артур Бальфур;
  2. 1905-1908 годы – либерал Гентри Кэмпбелл-Баннерман;
  3. 1908-1916 годы – либерал Герберт Генри Асквит;
  4. 1916-1922 годы – либерал Девид Ллойд Джордж;
  5. 1922-1923 годы – консерватор Эндрю Бонар Лоу;
  6. 1923-1924 годы – консерватор Стэнли Болдуин;
  7. 1924 год – лейборист Джеймс Рамсей Макдональд;
  8. 1924-1929 годы – консерватор Стэнли Болдуин;
  9. 1929-1931 годы – лейборист Джеймс Рамсей Макдональд;
  10. 1931-1935 годы – лейборист Джеймс Рамсей Макдональд;
  11. 1935-1937 годы – консерватор Стэнли Болдуин;
  12. 1937-1940 годы – консерватор Невилл Чемберлен;
  13. 1940-1945 годы – Уинстон Черчилль.

Участие Великобритании в мировых войнах

Великобритания как величайшая держава не могла остаться в стороне от войн мирового масштаба. В первой мировой войне Британская империя являлась участницей военного блока Антанта. Главными её союзниками стали Россия и Франция. Не смотря на досрочный выход из войны Советской России, Великобритания завершила войну в стане победителей. Премьер-министр Ллойд Джордж от партии либералов стал основателем формирования послевоенного устройства, закреплённого в Версальском договоре.

Два десятилетия между мировыми войнами стали для Британии временем новых испытаний. В середине 1920-х годов правительство дважды возглавил представитель от партии лейбористов Джеймс Макдональд. 1929 год стал годов втягивания Великобритании в мировой экономический кризис и Великую депрессию. Скатывание мира к новой войне лидеры государства не уловили.

Замечание 1

Лейборист Джеймс Рамсей Макдональд, консерваторы Стэнли Болдуин и Невилл Чемберлен придерживались единой тактики: умиротворение агрессора.

Благодаря попустительству могущей Великобритании гитлеровская Германия только наращивала требования к переустройству мира. В 1938 года она захватила Судетскую область у Чехословакии при бездействии Англии и Франции. С вторжения на территорию Польши начинается вторая мировая война.

Лишь приход к власти Уинстона Черчилля изменил политику Великобритании, страна стала готовиться к отторжению агрессии Германии уже на свою территорию. Массированная бомбардировка немецкой авиацией английских городов в 1940-1941 годах Черчиллем была отбита. Великобритания продолжала независимую политику и нашла союзников для борьбы с Гитлером и созданной им оси «Берлин-Рим-Токио». Ими стали США и Советский Союз. Антигитлеровская коалиция закончила войну победой и спасла мир от коричневой чумы.

Замечание 2

Коричневая чума – национал-социалистическая партия Германии выделялась коричневым цветом униформы штурмовиков СА. Отсюда нацизм получил такое название.