Словарная работа на уроках русского языка и литературы. Как организовать работу со словарными словами. Похожие работы на - Методика словарной работы на уроках русского языка в школе

Отбор материала для словарной работы

В русском языке насчитывается сотни тысяч слов. Изучить в школе все, конечно, не представляется возможным. Перечень же слов для школы пока не определен, поэтому круг слов устанавливается учителем. При этом необходимо учитывать:

разносторонность словаря (он должен охватывать разные сферы жизни);

отношение к мышлению и его развитию (понятия конкретные и отвлеченные, временные пространственные и т. д.);

по отношению к грамматическому строю (слова всех частей речи, их формы);

по тематико-стилистическим признакам это должны быть слова бытовые, нейтральные, исторические, научные.

При отборе слов необходимо учитывать:

доступность словаря, но равняться не на самые легкий и элементарные;

определенная емкость словаря, которая устанавливается опытным путем;

последовательность в расширении словаря в пределах одной темы;

различия в темпах накопления словаря в зависимости от подготовленности, направленности и общего развития учащихся данного класса.

Виды словарной работы на уроках русского языка

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант

Учитель показывает детям карточку - слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

  • 2. Картинный диктант
  • 1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.
  • 2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.
  • 3) Учитель закрывает только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.
  • 3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

  • 1) Учитель использует карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова - названия животных, во второй слова - названия птиц.
  • 2) Или карточки - слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную - "О", во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - "А".
  • 3) Учитель диктует слова вслух. В левый столбик нужно запишисать слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый - кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)
  • 4) Использование кодоскоп. На пленке записан текст. Дается задание, выписать из текста словарные слова.

Урожай! урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

  • 4. Диктант с использованием загадок.
  • 1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.
  • 2) Учитель читает детям загадку, а отгадку - словарное слово, дети записывают самостоятельно.
  • 3) Учитель подбирает загадки, требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

  • 4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря"Под словом «Словарь» имеется в виду детский словарь, в который учащийся записывает незнакомые ему слова с объяснением их и слова, в которых необходимо запомнить орфограмму.. Загадайте их товарищу.
  • 5. Диктант по памяти.
  • 1) Запишите по памяти словарные слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).
  • 2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е, о, а, и, я).
  • 3) Учитель пишет слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.
  • 4) Текст написан либо на доске, либо на пленке и используют кодоскоп. Задание: назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрывается, дети пишут их по памяти. Затем учитель кладет пленку с выписанными словарными словами, дети проверяют себя.

Например: текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Учитель диктует слово из "Словаря", один ученик комментирует его написание, все записывают.

  • 7. Творческий диктант.
  • 1) Замените развернутое определение одним словом.

Например:

  • а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).
  • б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)
  • 2) Учитель показывает детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Задание: расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.
  • 3) На доске записаны предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".
  • а) Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда.
  • б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.
  • в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

Кроме различных видов диктантов используются и такие приемы работы над словарем:

  • 1. При знакомстве с новым словом работу можно организовать так:
  • 1) чтение слова с доски или с карточки;
  • 2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;
  • 3) проговаривание слова вслух;
  • 4) письмо в тетрадях;
  • 5) разбор по составу;
  • 6) подбор родственных слов;
  • 7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).
  • 2. Словарную работу можно сочетать с минуткой чистописания. При написании строчных букв писать словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.
  • 3. К доске выходят 2-3 ученика. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.
  • 4. Подбираются слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.
  • 5. Группируются слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Учитель сообщает детям: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:
  • 1) Учитель диктует слова, ученики их записывают или
  • 2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или
  • 3) называют слова вслух и записывают;
  • 4) учитель вывешивает слова - карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;
  • 5) аналогично организуется работа с карточками - картинками.
  • 6. Учитель группирует слова по буквам.

Например: Сегодня мы будем писать слова, начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

  • 1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;
  • 2) вспомните и запишите словарные слова, начинающиеся с этой буквы;
  • 3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;
  • 4) можно использовать слова - карточки. На доску вывешиваются слова, в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова, начинающиеся на букву "К";
  • 5) аналогично можно организовать работу с карточками - картинками.
  • 7. На этапе работы со словарными словами учитель может использовать перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.
  • 8. Работа с кроссвордом.
  • 1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;
  • 2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";
  • 3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";
  • 4) Составь свой кроссворд, предложи заполнить его товарищу.
  • 9. При знакомстве с новыми словами можно использовать небольшие шутливые стихи.

Например:

При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? В звуках нету смыслаЧто за мон? Но едва шепнут лимон - сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор,С топором пошел во двор,Стал чинить Егор забор,Потерял Егор топор.Вот и ищет до сих пор.Поищи и ты топор.

10. Используются и такие задания.

Подберите дома:

Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.

Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.

Отрывки из художественных произведений, в содержании которых есть слова из "Словаря".

Названия художественных произведений, которые являются словарными словами.

  • 11. Задания типа "Ответь на вопросы":
  • 1) Кто живет в лесу?
  • 2) Кто следит за чистотой в классе?
  • 3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание можно выполнять по-разному:

  • а) 3-4 вопроса учитель записывает на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.
  • б) Учитель диктует вопросы, дети записывают полные ответы.
  • в) Учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы - словарные слова.
  • 12. Задания типа "Допиши предложение".
  • 1) Весело чирикает … (воробей)
  • 2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

Такой вид работы тоже проводится по-разному.

  • 1. На доске записываются 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.
  • 2. Слова для вставок пишутся на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
  • 3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
  • 13. Задание "Цепочка слов". Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок и т.д.
  • 14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или пишет на доске несколько букв и предлагает детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать:

Коллективно

Самостоятельно

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

  • 15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаются слова:
  • 1) Зима, мороз, коньки, каток.
  • 2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.
  • 16. Запишите словарные слова:
  • 1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель ____________. Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).
  • 2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Игра - средство активизации словарной работы

Для активизации словарной работы можно использовать игры.

Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.

Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.

Игра "Догадайся". Словарную работу можно начать с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки.От слов начала откусили,Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

Игра "Подскажи словечко".

Е … (пенал) . о … (мороз)

Е …. (ребята) . о …. (колхоз)

Е …. (мебель) . о ….. (воробей)

На тему "Птицы":

О. … (воробей)

О. .. (ворона)

Е … (петух)

Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Учитель говорит детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

Игра "Буквы заблудились". Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)

Статья "Организация словарной работы

на уроках русского языка"

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны.

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение ) и имена прилагательные (безвольный , беззаветный, бескорыстный, беспечный ),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).

4) Составление упражнений,включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный (в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по словарю;

2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );

3) подбор антонимов (смелость - трусость; талантливый - бездарный );

4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж );

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый" );

6) перевод (интернациональный - международный ).

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.

Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить , признание - признательность , связный - связанный и др .

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов . С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем , а кого посланником ? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными , а каких честолюбивыми ?

2) Подбор синонимов (ср. невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ) .

3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.

Литература:

1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991

Из опыта работы учителя русского языка. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе (5-8 классы).

I. Актуальность и проблематика.
В современном мире образование является обязательным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении. Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни.
Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.
Качество владения устной и письменной речью заключается в количестве словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач.
К ним относятся:
1. Расширение словарного запаса ученика;
2. Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.

В последние годы в школе возрос большой интерес к методике проведения словарной работы на уроках русского языка. Школа претерпела серьезные изменения, произошла модернизация образовательных программ и форм ученической деятельности. Однако вопрос о необходимости проводить словарную работу был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.
Словарная работа на уроках русского языка должна быть разнообразной. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Но, не смотря на важность вопроса, словарная работа до сих пор является одной из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Нужно помнить о том, что грамотность не является «природной», она формируется у человека на протяжение всей его жизни и зависит от того, насколько хорошо и много он читает. Процесс чтения вырабатывает у ученика не только смысловую ориентировку, но и орфографическую, в результате которой ученик фиксирует в уме и зрительно наиболее сложные для прочтения куски текста и запоминает их.

II. Методы и приемы обучения словарной работе.
Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных в корне.
Вопрос о безударных гласных является важнейшим для школьников, т.к. именно этот вид правила вызывает у ребенка больше всего затруднений на протяжение всего курса обучения. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. Поэтому перед учителем 5-8 классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость.
На своих уроках я ставлю во главу угла следующее: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Словарной работе в 5-7 классе я отводила достаточно много времени на каждом четвертом уроке. 1. Нередко мы с детьми работали со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.
2. Кроме работы со словарями мы работали со значениями многозначных слов, учились различать их оттенки, составляли с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяла выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.
3. Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяла показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.
4. Нередко работа со словарными словами плавно перетекала в тему урока, где среди текстов упражнений встречались уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогало ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.
5. Все эти приемы позволяли осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.

Значения новых для ребенка слов могут быть раскрыты несколькими путями:
1. Показ картинки на слайде (5-6 класс);
2. «Расчленение» понятия, указание его признаков и их перечисление (7-8 классы);
3. Введение слова в контекст с целью раскрытия его значения, а также прием «дописывания предложения» (7-8 класс);
4. Замена словарного слова синонимом (5-7 классы);
5. Выполнение морфемного разбора слова (т.е. по составу) (5-8 классы);
6. Выяснение значения в толковом словаре (5-8 классы);
7. Прямой вопрос, например, «Кто такой кутюрье?» (6-8 классы).

Личный опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз на уроке, не должно превышать трех-пяти. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что объясненные учителем слова ученики обязательно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Разовое изучение словарных слов не даст результата.

Приемы запоминания словарных слов:
1. Запись слова на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв;
2. Проговаривание слова по слогам;
3. Определение значения слова путем перечисления его признаков;
4. Составление предложения или словосочетания с новым словарным словом;
5. Проведение словарных диктантов с введением конкретизирующих слов, поясняющих словарное (например, слово «кутюрье», в диктанте дать «модный кутюрье»);
6. Проведение творческих работ со словарными словами (составление мини-рассказов, изложений, сочинений);
7. Ведение Словариков (5-7 класс).

В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника. Все они распределены тематически, и их можно отработать сразу при изучении темы параграфа. Кроме этого все словарные слова разделены по тематико-стилистическим признакам: бытовые, нейтральные, исторические, научные и т.д.

III. Итоги.
Итак, мы выяснили, что словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
1. Во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
2. Во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

Как организовать работу со словарными словами.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребенка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Поэтому не случайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует картинный словарь, сменные наборные полотна. Однако применение данных пособий не дает нужного эффекта. Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, осваивается в отрыве от изучения проверяемых безударных гласных, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Эту тематическую группировку слов с непроверяемыми написаниями использую в своей работе и я. Над группой слов работаю в течение недели, а иногда и больше.

На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: солдат, это слово связано с итальянским «сольдо». «Сольдо» - это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался сольдато. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развернутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр. Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. На заключительном уроке провожу проверку. Делаю это с помощью перфокарт, использую устную и письменную взаимопроверку в парах.

Хорошим подспорьем в работе над словами с непроверяемыми орфограммами является книга В.П.Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах». Используя из этой книги практический материал (загадки, пословицы, тексты, стихи) и тематическую группировку слов (по Лысенковой), я систематизировала работу над каждой группой слов. Покажу это на примерах (3 класс).

Слова: ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.

Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Погода – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.

Горизонт - №1 все видимое вокруг наблюдателя пространства, №2 видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим "горидзон" - предел, рубеж, "горидзо" – намечать границу.

Север – одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу.

Юг – сторона горизонта, противоположная северу.

Запад – одна из четырех сторон света.

Восток – сторона, противоположная западу.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

Выборочный диктант

Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище , ты чего по свету рыщешь? Румяной зарею покрылся восток . И север есть у нас, и юг . Сады цветут на юге, на севере снега вокруг – там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта , тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная ».

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

    По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (ветер)

    Он и летом, и зимой – между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди. (горизонт)

    Состояние атмосферы в данном месте в данном время. (погода)

    Сторона горизонта, в направлении которой муравьи строят свой дом. (юг)

    Сторона, противоположная предыдущей. (север)

    Сторона горизонта, где восходит солнце. (восток)

    Сторона горизонта, где заходит солнце. (запад)

    Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом. (заря)

    Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи. Раскинулась м _ я стр _на / от / сев_ра / до / юга.

    Записать по памяти остальные слова из этой группы /запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер/.

Письмо сочинения-миниатюры.

Проверка с помощью перфокарт.

Вторая группа слов: дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

Дорога – узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово дорога образовалось от "дёргать" - продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

Шоссе – дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.

Автомобиль - самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль - слово, составленное из греческого местоимения аутос, обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль - «сам собою подвижный».

Шофёр – водитель автомобиля. Слово из французского языка.

Метро – городская электрическая ж/дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую подземную дорогу «метрополитен» - «столичная». Парижане сократили слово до метро.

Улица - два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.

Трамвай – поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» - вагон, «уэй» - дорога. Это слово из Бельгии.

Разгадать кроссворд.

    Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет - ярко красный глазок глянет. /автомобиль/

    Неживая, а идет. Неподвижна, а ведет. /дорога/

    Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. /метро/

    Дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. /шоссе/

    Из края города в другой ходит домик под дугой. /трамвай/

    Водитель автомобиля. /шофер/

    В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд – и квадратными глазами друг на друга все глядят. /улица/

Составление словосочетаний.

Письмо сочинения–миниатюры.

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

Проверка с помощью перфокарт.

Изучение слов с непроверяемым написанием дает возможность познакомить с фразеологизмами. Такое знакомство позволяет учителю показать богатство нашего языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и использовать их в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов можно отнести следующие: прокатить с ветерком, заячья душа, воробью по колено, язык без костей, язык подвешен хорошо, язык заплетается, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, медвежья услуга, после дождичка в четверг, при царе Горохе, проехал зайцем, ворон считает, трещит, как сорока, сорока на хвосте принесла, как кошка с собакой живут, как собака на сене, два сапога - пара, сапоги каши просят, твердый орешек и.т.д.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание слов с непроверяемым написанием запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Реферат по педагогической практике

на тему: СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выполнил:

Проверил:

Ижевск, 2010 г.

Введение........................................................................................................ 2

Глава I. Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка

1.1 История развития вопроса..................................................................... 4

1.2 Принципы организации работы над словарным запасом учащихся…….7

Глава II. Опытная педагогическая работа................................................... 14

Заключение................................................................................................... 19

Список использованной литературы........................................................... 21

Введение

На сегодняшний день образование является непременным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении. Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.

Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому, на наш взгляд, главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка.

Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:

– во-первых, расширяет словарный запас учеников;

– во-вторых, переводит слова из пассивного словаря в активный;

– и, в-третьих, учит правильно и грамотно излагать сои мысли при письме.

В данной работе мы рассмотрим различные приемы словарной работы на уроках русского языка в школе. Объектом нашего исследования стала проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Цели исследования: познакомить учащихся с богатством русского языка и сформировать умение грамотно писать.

Задачи исследования:

– произвести анализ литературы по данной теме;

– рассмотреть различные подходы к словарной работе и выявить наиболее актуальные из них;

– применить данные методики в процессе обучения школьников 5-8 классов и выявить наиболее эффективные.


Глава I . Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка

1.1 История развития вопроса

В последние годы к методике обучения русскому языку в школе возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий. В-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям.

Вопрос об изучении словарной работы был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".

И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей, из чего можно сделать вывод о том, что специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа – одна из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Ничего природного в «природной» грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается довольно стойкой. (Веретенников И., Бенькович И.) В 60-ых годах лаборатория РО (Репкин В.В., Репкина Г.В.) специально исследовала и установила, что эти две группы отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте не обнаружено.

Для того, чтобы понять почему у значительной части детей орфографическая ориентировка в процессе чтения отсутствует, следует обратить внимание на механизмы ее осуществления. Еще в 40-е годы видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или «механической» памятью руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. Но если письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым, «орфографическим» прочтением.

Такую орфографическую ориентировку относительно несложно организовать по методике, предложенной московским учителем Петром Семеновичем Тоцким.

Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Большой вклад в решение этой проблемы внес виднейший советский психолог Н.И. Жинкин (Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958г.).

Непонимание роли речедвижений в процессе усвоения буквенного образа слова является одной из главнейших методических неудач при обучении правописанию, вследствие чего усвоение орфографического навыка затягивается на очень длительный срок. Необходимо вырабатывать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны. Именно данную методику мы взяли за основу в своей педагогической деятельности.

Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.