Оформить проект по русскому языку. Проект "Занимательный русский язык" (пособие-практикум). Что у нас получилось

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

Тарико Татьяна Михайловна
Творческий проект по русскому языку «Лексикон учащихся 8–11 классов»

Учебный предмет : русский язык .

Возраст участников : 13-16 лет.

Продолжительность : длительный (месяц, четверть, учебный год) .

Цель : изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.

Необходимые материалы :

1. Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В . В. Волина.: АСТ, 1998.

2. Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык : Энциклопедия. -М., 1979.

3. Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5-11 классы . Рус-; ский язык / О . Л. Соболева. - М. : АСТ, 2003.

4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения /: В. В. Соколова.: Просвещение, 1995. \

5. Ожегов, С И. Словарь русского языка / С . И. Ожегов. -,М : Русский язык , 1994. 6. Текучее, А. В. Методика русского языка в средней школе Ц А . В. Текучев.- М : Просвещение, 1980.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы :

Техническую (3-5 человек) ;

Информационную (5-6 человек) .

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по е-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

Ход проекта

1. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся .

2. Изучить специальные слова в речи учащихся .

3. Изучить жаргонную лексику школьников .

4. Изучить сленг школьников 8-11 классов .

Итоговый продукт.

1. Русский язык - национальный язык русского народа . Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик , входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России - 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика - это словарный состав языка . Раздел науки о языке , который изучает-лексику , называется лексикология .

Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп . Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-И классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования - устная речь учащихся 8-11 классов .

Гипотеза : мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика : сленг, жаргонизмы -это часто употребляемая лексика молодежи , а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.

Методы и приемы : анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики , математические расчеты.

1. Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова , распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику .

Например, возьмем диалектную лексику , сочетающую в себе русский и украинский языки . Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами , что скорее напоминают уникальный язык , способный обслуживать и русское , и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке , а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся ,но и качественно обогащает его : учащиеся , понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях; в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов .

Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов :

Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы. По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит"

какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать, про каждый из русских диалектов .

2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные" речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей . В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов .

Профессионализм Что означает

Медикаменты Лекарства

Педиатр Детский врач

Мировоззрение Точка зрения

Дискуссия Спор

Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются, В связи с этим первоначальное значение может «забываться» .

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон , который питается соками общенационального языка , живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном на котором развивается русский язык . Молодые люди создала свой «системный» сленг как языковый жест противостояние официальной идеологии.

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодежный сленг Что означает

Здорово Здравствуй

Клава Клавиатура

Зеньки Глаза

Чувак Человек

Супер, класс Отлично

Чел Человек

Пацик Юноша

Деваха Девушка

Краб Рука

Бабло Деньги

Перчики Юноши

Локаторы Уши

В отличие от диалектной и специальной лексики , сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной 4 или иной группы людей, объединенной общностью интересов, | занятий.

В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8-11 классов .

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить, в разговорно-бытовую речь, в просторечии.

Источники образования жаргонной лексики различны . Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.

Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона.

Жаргонная | лексика Что означает

Балдеж Веселье

Башка Голова

Дивидишка Проигрыватель

Домашка Домашняя работа

Камп Компьютер

Малявка Тот, кто младше

Мобила Мобильный телефон

Музон Музыка

Предки Родители

Смыться Удрать

Тачка Машина

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие

появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подрост-ков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава

По происхождению

Исконно-русская Заимствованная По степени употребления

Пассивный

Активный

Сфера употребления

Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально

Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам : по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.

Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная .По степени употребления : пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Заключение

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи.Они узнают новые слова из многих источников : в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга , диалектной, профессиональной, жаргонной лексики . Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики , надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому СТО сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 8-11 класеов ; 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика . И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы.

Возможные перечни критериев оценки проектных работ

Вариант 1. ";

1) Самостоятельность работы над проектом ;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта ;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Вариант 2.

1) Важность темы проекта ;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Экспертный лист для оценки проектов

1. Название проекта___

3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах :

1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла. >

3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в про-блему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов "

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3.Умение отвечать на вопросы : лаконичность и аргументи-рованность "

Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта :

Слабые стороны проекта :

Основной вывод эксперта :

Заключение.

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой. В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта .

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами :

Для чего (кого?

Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.

Второе требование : необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т. е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением. Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта .

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом , на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т. к. она

Личностно ориентирована;

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить . Как писал фантаст А. Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить , способен на настоящее творчество , задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество , помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает) и большие открытия.

Харик

Проект по русскому языку

МОЕЙ ШКОЛЫ

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ ЦО «Альянс»

Полярж Мария Владимировна

Руководитель Марининская Надежда Анатольевна

Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ

Учебный предмет : русский язык.

Возраст участников : 13-17 лет.

Продолжительность: длительный (учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.

Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.

М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.

Ход проекта

    Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.

    Изучить специальные слова в речи учащихся.

    Изучить жаргонную лексику школьников.

    Изучить сленг школьников 8-11 классов.

    Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся

Итоговый продукт.

Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

    Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.

Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.

Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:

Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

    Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.

Профессионализм

Значение

Дискуссия

Мировоззрение

Точка зрения

Медикаменты

Лекарства


В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодёжный сленг

Значение

Привет, здравствуй

Зеньки, шары

Чувак, чел

Супер, класс, ништяк

Локаторы

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.

Жаргонная лексика

Что означает

Башка, бубен

Домашняя работа

Дивидишка

Проигрыватель

Тот, кто младше

Мобильный телефон

Родители

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава:

По происхождению: исконно - русская, заимствованная

По степени употребления: пассивный, активный

Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Социологический опрос

    Нужен ли речевой этикет?

    Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

    Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

    Допустима ли ненормативная лексика?

    Необходима ли цензура в периодических изданиях?

    Нужен ли закон о речевом этикете?

Результаты опроса:

1.Обучающиеся 8 классов

№ вопроса

Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.

2.Обучающиеся 9 классов

Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.

    Обучающиеся 10 класса

Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.

4. Обучающиеся 11 класса

Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.

Вывод из опроса

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.

Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.

Пути исправления

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.

Заключение

    Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

    Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

    Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

    В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

    Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.

Использованная литература :

    Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.

    Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.

    Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.

    Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.

    Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.

    Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.

    Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск: «Харвест», 2008.

НОВОСТИ ПРОЕКТА

  • 25.12.Дорогие друзья!Завершён проект. Жюри оценили работу команд и индивидуальных участников. Благодарим экспертов за работу. Нелегко было оценивать. Поздравляем всех победителей, призёров, лауреатов и участников! Уважаемые педагоги, дорогие ребята, можете познакомиться с отзывами жюри о Вашем творчестве в проекте на страничке "Слово жюри", рейтинг на специальной страничке "Экспертный лист сетевого проекта". Надеемся, что мы реализовали нашу идею, творческий проект открыл всем много нового и интересного. Благодарим педагогов и всех участников за активность, умение работать в различных сервисах, за любовь к русскому слову, за мастерство, творчество. Много добрых слов сказано вами в рефлексии. Всем участникам приятно было услышать о своей работе. Спасибо за Ваш труд! Пусть Ваша любовь к русскому родному языку не угасает никогда. Творите, дерзайте!!! Дороге ребята! Читайте книги, учите правила русского языка, только тогда вы станете грамотными. Всех поздравляем с наступающими самыми любимыми волшебными праздниками: Новым годом и Рождеством! Впереди - каникулы! Прекрасного зимнего отдыха! Всех земных благ Вам!!!Надеемся на дальнейшее сотрудничество! До новых встреч!

В новогодние каникулы начнётся рассылка наградных документов. До 4 января присылайте письма - заявки на электронный адрес: [email protected]. Для правильного оформления укажите название ОУ,территорию, название команды, Ф.И. участников команды (обязательно), Ф.И.О.руководителей, результат (победитель, призёр, лауреат, участник). Ждём писем! Всем удачи!-- --Парфенова Оксана Александровна

  • 15.12.Дорогие друзья!Завершается, к сожалению, наш проект.Надеемся, что вы поработали с огромной пользой для себя. Проверьте, все ли ссылки оформлены правильно, посмотрите задания, может быть, что - то ещё доделать нужно. Призываем команды, которые начали очень хорошо работать в проекте, но остановились по каким - то причинам, довести дело до конца. Ждём ваши работы. Есть ещё время, дорабатывайте. Ребята,последний день загрузки материалов - 20.12. до 24.00. Постарайтесь, пожалуйста, к этому времени окончательно всё сделать. 21.12 - рефлексия. С 22.12. начинают работу эксперты. 25.12. - объявление результатов. Рассылка дипломов, сертификатов - в зимние каникулы.--Баранова Надежда Александровна
  • 11.12 Молодцы, команда "Истоки"!!! Первые справились со всеми заданиями!!! Спасибо вашему наставнику, Маловой Наталье Сергеевне!!!Именно она всегда поможет, подскажет, пофантазирует!!! Как хорошо, что есть такие творческие учителя!!!--Парфенова Оксана Александровна 23:47, 11 декабря 2016 (MSK)
  • 10.12.Поздравляем команды: "Дружба"(Ляхи) и "Тёмные аллеи". Первыми выполнили задание №6. Написали сочинения "О слово русское, родное!" и "Русским языком нельзя не восхищаться!". Действительно, друзья! Русский язык богат, красив, мелодичен; и вы доказали это в своих сочинениях. Желаю всем творческих успехов! Пишите и радуйте своим творчеством!--Баранова Надежда Александровна
  • 9.12.Дорогие друзья! Продолжаем интересное путешествие по Стране русского языка. Замечательно, что есть раздел "Орфоэпия". Мы будем учиться правильно произносить слова. Смотрим новые орфоэпические сказки команд: "Алфавит" и "Энтузиасты". Очень интересно! Молодцы, ребята! Будем ждать всех. Друзья, не забывайте давать оценку командам за их творчество. Писать можно на страничке "Обсуждение" в разделе "Рефлексия". Это ваши бонусы. Просим писать не только Ф.И., но и название команды.С наилучшими пожеланиями ко всем участникам --Баранова Надежда Александровна
  • 6.12. Друзья! Очень рады, что команды так усердно работают, стараются выполнить задания наилучшим образом. Много уже и сделано. Молодцы! Так интересно "ходить" по вашим страничкам, ребята! У нас уже есть три орфоэпические сказки. Нам представили их сказочники - сочинители из команд "Истоки" - "Происшествие в буквенном государстве" - самые маленькие участники нашего проекта (4 кл.); "Дружба"(Камешково) - "О дружбе богатырей -глаголов"; "Исток" - "Продвинутая Яга". Ребята, замечательно! Желаем, чтобы не случалось никаких происшествий в буквенном государстве, не обижайте ударение! Так крепко дружат глаголы, как и сама команда.За правильное написание слов готовы побороться. Яркая сказка! Команда "Исток", чудесная Яга получилась у вас! Современная сказка, грамотно составлена, слова продуманы. Очень понравились ваши рисунки: творчество всегда высоко оценивается. Все умнички! Хочется познакомиться и с другими сказками. До окончания проекта ещё есть немало времени. Все успеете сделать и подработать! Всем участникам желаю удачи!!!--Баранова Надежда Александровна
  • Дорогие друзья! Наш проект "Слов русских золотая россыпь..." подходит к завершению. Работа кипит!!! Мы выставили последнее задание!!! Многие, говоря на русском языке, не задумываются о том, какой он прекрасный и мелодичный. Только в русском языке находится живое, быстрое, легкое слово. Постарайтесь творчески подойти к написанию сочинения о русском языке. Хотелось бы, чтобы ваши работы отличались оригинальностью, наличием собственного стиля, грамотной речью. Не забывайте оставлять свои отзывы о проектных работах участников, за это получите дополнительные бонусные баллы.--Парфенова Оксана Александровна 15:02, 4 декабря 2016 (MSK)
  • 27.11 Здравствуйте, все участники проекта!!! Видно, что вы не сидите на месте, работа кипит!!! Все творчески относятся к выполнению заданий. С интересом почитала книжечки с фразеологическими оборотами, необычно оформляется презентация по заданию "Слова, открытые на кончике пера!", появились первые кроссворды. Всем творческих успехов и удачи! Молодцы! --Парфенова Оксана Александровна 15:52, 27 ноября 2016 (MSK)
  • 26.11. Успешно справились с заданием №3 команды: "Тёмные аллеи", "Дружба" (Камешково), "Имажинисты". Наша презентация заполняется новыми словами, красиво оформляется. Теперь все умеем составлять даймонд (диаманту). Ждём новых открытий от других команд. А ребята из команд "Энтузиасты" и "Дружба" (Камешково) уже составили этимологические кроссворды. Все молодцы! Успехов!--Баранова Надежда Александровна
  • 22.11.Поздравляем! Как много слов русского языка открыли "на кончике пера": "Энтузиасты", Веселовская Мария, "Знайки", "Мечтатели", "Дружба". Отлично справились с заданием №3. Уверена, что было интересно работать с этим заданием. Молодцы!--Баранова Надежда Александровна
  • 20.11.Справились отлично с заданием №2 команды: "Тёмные аллеи"и "Не лыком шиты". Здорово, ребята! Просто такие чудесные книжки "Весёлые фразеологизмы" и "Фразеологический зоопарк"! Умнички! Так держать!--Баранова Надежда Александровна
  • 19.11.Дорогие друзья! Сегодня команда "Дружба" -5 класса МБОУ "Ляховская СОШ"представляет вам замечательную книжку с загадками о русском языке. А в ней - "самоцветы русской речи" - фразеологизмы. Действительно, "сила русского слова - беспредельна". Читайте, ребята, отгадывайте загадки: книжка яркая, красочная, содержательная, интересная! А команда "Имажинисты" в своей книжке "Незаменимые спутники нашей жизни" забавно, увлекательно представила множество фразеологизмов! А какие шуточные картинки!!! Все молодцы! У нас уже четыре книжки!!! Дорогие друзья, не забывайте оставить комментарий на книгу других команд и вставить ссылку на страничку. Всем будет очень интересно и приятно узнать оценку. Ждём ваши комментарии, вопросы и на страничке "Обсуждение". Будем активными. При подведении итогов проекта жюри отметит вашу активность дополнительными баллами.Всем удачи!!!--Баранова Надежда Александровна
  • Здравствуйте, ребята и их активные наставники! С удовольствием почитала книжку Веселовской Марии о фразеологизмах! Красочно, увлекательно, интересно! А у команды "Мечтатели" получился настоящий сборник сказок, в которых использованы фразеологические обороты. Отмечу авторские рисунки. Молодцы, ребята!!! Так держать!!!--Парфенова Оксана Александровна 23:36, 17 ноября 2016 (MSK)
  • 12.11. Дорогие друзья! Хорошо, что вы активно включаетесь в работу проекта. Хочется всем выполнять следующие задания: они очень интересные, вы узнаете новые сервисы, научитесь в них работать и создавать свои прекрасные творения. Работа в команде вас ещё больше сплотит. На сегодняшний день с нами 16 творческих команд и 3 активных участника. Ждём ещё новых друзей. Ребята, мы посмотрели ваши замечательные яркие странички, познакомились с вами, со школой, узнали много о вас. Каждый внёс вклад в общее дело, у всех своя "изюминка". Некоторые команды и индивидуальные участники оформили уже полностью свои странички. Молодцы, ребята! Благодарим всех педагогов, участвующих в проекте! Желаем творческих успехов в выполнении заданий по русскому языку!--Баранова Надежда 01:32, 13 ноября 2016 (MSK)

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов .

Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе.

Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка.

В основе нашего проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков русского языка.

На уроках информационных технологий учащиеся получают определенные практические знания, которые позволяют им самостоятельно разрабатывать компьютерные задания. Учащиеся 10 класса нашей школы решили попробовать смоделировать компьютерный материал для уроков русского языка в 5-м классе.

Ознакомившись, с имеющимися учебными компьютерными программами по русскому языку, было решено сделать свою программу. Современные коммуникационные технологии, средства информатики позволяют:

  • повысить интерес учащихся к сложному предмету;
  • самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;
  • с помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;
  • правильно, непринужденно уметь себя оценивать.

Мы знаем, что уметь себя правильно оценить – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

На уроке информационных технологий десятиклассники решили придумать для своих младших друзей, пятиклассников, небольшой “компьютерный праздник” для изучения русского языка

Как мы создавали проект

Цель проекта: разработать современные игровые задания (пособия) по русскому языку с использованием компьютерных технологий.

  • - использовать компьютерные технологии для создания игрового пособия по русскому языку для 5 класса;
  • - повысить интерес учащихся к предметам (русский язык, информационные технологии);
  • - дать возможность заниматься русским языком не только на уроке, но и дома;
  • - попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях (от сказочного путешествия в страну Морфологию через лабиринт, кроссворд, игру пасьянс до практических заданий-тестов).

Учащиеся узнают:

  • грамотно ли пишут;
  • знают ли правила;
  • умеют ли применять правила на практике.

Учащиеся увидят результаты своей работы со всеми заданиями и смогут обратиться к своду правил по орфографии.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Результат нацелен на интересы учащихся школы в лучшем усвоении правил орфографии русского языка

Ход работы

  1. Планирование и подбор необходимых источников информации.
  2. Просмотр компьютерных программ для изучения русского языка и учебника русского языка для 5-го класса.
  3. Выбор определенной темы и сбор необходимого теоретического материала по русскому языку.
  4. Обработка и систематизация собранной информации.
  5. Оформление результатов исследования.
  6. Результат исследования опробовали на уроке русского языка в 5-ом классе.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

  • Выбор учебного предмета.
  • Обоснование необходимости проведения компьютерного урока по выбранному учебному предмету.
  • Выбор программных средств для разработки заданий (Microsoft Office Word, Excel, Power Point, Publisher, Visual Basic).

2. Организационный этап

  • Формирование проектных групп.
  • Составление плана работы.

Рис.1 Десятиклассники составляют план работы над проектом.

3. Поисковый этап

  • Сбор информации.
  • Формирование банка идей.

4. Практический этап

  • Разработка игрового материала.
  • Подбор музыкального сопровождения.

рис. 2 Озвучивание материала

  • Подбор и изготовление иллюстративного материала

5. Проектно-оформительский этап

  • Оформление практического материала (буклеты).
  • Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.

    Оформление постера (рис. 3)

    Проведение урока русского языка в 5А классе с использованием практического материала (буклеты).

  • Проведение урока информационных технологий в 5Б классе с использованием компьютерных игр по русскому языку.

7. Получение продукта

  • Редактирование разработанных компьютерных заданий.
  • Занимательное практическое пособие для уроков русского языка в 5 классе.
  • Использование учителями школы полученного пособия на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Необходимое оборудование:

ПК с широкой периферией и выходом в Интернет, компьютерный класс, кабинет русского языка.

Список литературы:

  1. А. Акишина “Игры на уроках русского языка”.
  2. Т. Жаркова “Занимательный русский язык”.
  3. Т. Акишина “Фонетическая зарядка”.
  4. Н. Соловьева “Русский язык в задачах и играх”.
  5. 1С: Репетитор.
  6. 1С: Репетитор. Тесты по орфографии.
  7. СD: Тесты по пунктуации.

Что у нас получилось

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.(Приложение4), “Правописание отрицательных местоимений с предлогами” (Приложение5)

Используя, полученные в ходе проектной деятельности практические пособия, учитель получил обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний, о его результатах сразу; эту же взаимосвязь проследил и ученик. Учитель и ученик, увидев ошибки, смогут зафиксировать и устранить пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуальных подходов.

Учителю всегда важно разрешить вопрос об эффективности используемой методики. Вот на таких пособиях сразу видна объективная картина продвижения учащихся в усвоении учебного материала.

Результаты проверочно-обобщающего урока с традиционными заданиями.

Количество учащихся: 25 человек.

Результаты после проведения урока с использованием компьютерных заданий.

(игра “В стране Орфографии”, “Путешествие в страну Морфология”).