Этапы развития архитектуры древнего рима. Архитектура Древнего Рима: период империи Сооружения римской империи

Характерные черты древнеримской архитектуры

Замечание 1

Под Древним Римом следует понимать не только собственно Рим античной эпохи, но и всю Римскую империю, в состав которой входило множество стран и народов. Древнеримское искусство – одним является одним из величайших образцов древнего искусства в целом. В его создании принимали участие не только римляне, но также и египтяне, греки, жители Галлии и многие другие покоренные Римом народы.

Культура Древнего Рима сложилась на основе взаимопроникновения и взаимовлияния традиций и культур самобытных народов и племен.

Характерной чертой древнеримской архитектуры является широта градостроительства. Римляне переняли у этрусков и греков строгую и рационально организованную планировку, воплотив ее впоследствии в городах еще большего масштаба.

Римляне первыми начали строить «типовые» города, спланированные по образцу военных лагерей. Сначала прокладывались две перпендикулярные улицы, а их пересечение становилось центром города. Строгой схеме подчинялась вся городская планировка.

Римская архитектура играла ключевую роль во всей римской культуре периода ее расцвета. Ведущее место отдавалось общественным сооружениям, рассчитанным на огромное количество людей и призванных воплощать идеи могущества империи.

Замечание 2

Древнеримская архитектура основана на идеях о строгости, разумности и целесообразности. Большим ее достижением было удовлетворение бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и широких масс городского населения.

Исторические этапы

История Древнего Рима делится на два тапа:

  • Республиканский (VI в. до н.э. – I в. до н.э.);
  • Императорский (I в. до н.э. – IV в. н.э.).

К периоду республики относится начало древнеримского искусства. Расцвета оно достигло в период образования крупной рабовладельческой державы.

Потребности римского общества породили множество типов сооружений: амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки и др. Новое архитектурное решение получили дворцы, виллы, театры, храмы.

В республиканский период сложились главные типы древнеримской архитектуры.

Основным типом общественного здания в эпоху республики был храм. Архитектура древнеримских храмов сложилась благодаря переплетению италийско-этрусских и греческих традиций.

Своеобразие римской архитектуры проявилось также в создании нового типа дома богатых граждан (землевладельцев, крупных торговцев, зажиточной части ремесленников). Как правило, римские особняки представляют собой крупные одноэтажные дома.

Внешний вид древнеримского города можно представить на примере Помпеи. Город имел регулярную планировку. По бокам прямых улиц были расположены дома, в первых этажа которых располагались лавки. Форум был обнесен двухэтажной колоннадой.

Помпейские дома («домусы») представляли собой прямоугольные сооружения, тянувшиеся вдоль двора и выходящие на улицу глухими торцевыми стенами. Главным помещением там был атриум (лат. «закопченный», «черный»), выполнявший священную функцию.

В конце I в. до н.э. Древнеримское государство превратилось из аристократической республики в империю. Первым единовластным правителем и основателем империи стал Октавиан Август.

Рим приобрел облик, который соответствовал престижу мировой столицы. Росло значение общественных зданий и увеличивалось их количество.

Представление о культовой архитектуре той эпохи дает храм в Ниме (начало I в. н.э., расположен на территории современной Юной Франции). Пропорции его конструкции стройны, строго соблюдены формы коринфского ордера.

Воплощением мощи и значительности Римской империи должны были стать триумфальные сооружения, возводимые для прославления военных побед. Триумфальные арки сооружались в честь побед или в знак освящения новых городов.

Архитектурные сооружения Древнего Рима

Римская архитектура дала миру множество сооружений, которые по сей день являются памятниками архитектуры и достопримечательностями городов, в которых они возведены. Самые известные и них – Колизей, Пантеон и Форум.

Пантеон был задуман как храм всех богов. Внутрь него вела массивная бронзовая дверь, а порог был изготовлен из африканского мрамора. Его стены облицованы цветным мрамором. Внутри по периметру располагались статуи божеств. Пол внутреннего зала отделан драгоценными породами камня.

Следующее знаменитое сооружение – Римский Форум, представляющий собой площадь и несколько прилегающих с ней зданий. Изначально эта площадь была рыночной. Позже она стала местом народных собраний и заседаний Сената. Он служил важнейшим местом общественной жизни.

Колизей является одним из наиболее известных и грандиозных сооружений Древнего мира. Он часто выступает символом Рима, подобно тому, как Пизанская башня является символом Пизы, Эйфелева башня – символом Парижа, Спасская башня московского Кремля – символом Москвы.

Один из наиболее распространенных типов мемориальных сооружений – уже упоминавшиеся выше триумфальные арки. В качестве примеров таких сооружений можно привести арку Тита и арку Константина.

Первоначально сводчатые и арочные формы широко применялись в таких сооружениях как мосты и акведуки. Последние занимали весьма значительное место в благоустройстве городов. Вода в них подавалась из холмистых окрестностей, потом протекала по каменным оштукатуренным каналам (в низменных местах они поддерживались арочными конструкциями) и попадала в городские резервуары.

С большим размахом шло и дворцовое строительство. Один из показательных образцов тут – императорский дворец на Палатине. Он состоял из дворца для парадных приемов и жилища императора.

Приобрело широкие масштабы также строительство вилл. В них нашли применение принципы садово-парковой архитектуры. Среди наиболее заметных архитектурных сооружений данного типа – вилла Адриана в Тибуре.

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Архитектура Древнего Рима» мы узнали кратко самое главное об архитектуре Древнего Рима, выяснили, что повлияло на ее развитие, какими характерными особенностями она обладала. Также мы узнали, какие были наиболее значимые достижения древнеримских архитекторов, и какое влияние они оказали на развитие архитектурных направлений во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 444.

🌍 Географические условия

Береговая линия Италии, несмотря на длинную и узкую форму этого полуострова, гораздо меньше изрезана бухтами или природными гаванями, чем берега Греции. Италия не имеет в избытке островов. Хотя значительная часть страны очень гористая, но благодаря основному направлению главного горного хребта, Апеннины, тянущиеся от одного конца полуострова к другому, Италия, подобно Греции, не раздроблена на небольшие долины, разделенные друг от друга горами. Отсюда следующая отличие в характере и судьбах греческого и римского народов.

А) Римляне никогда не были мореплавателями и их колонизаторская деятельность носила совсем иной характер, чем у греков;
Б) Отсутствие в древности резкого соперничества между итальянскими городами, которые оберегали свою независимость менее ревностно, чем греческие, сделало возможным возвышение Рима путем поглощения соседних государств, что не удалось Афинам или Спарте.

Благодаря своему географическому расположению Италия служила посредницей в деле распространения по Европе искусства и культуры.

⛓ Условия выбора материалов

Италия по своем геологическом строении значительно отличается от Греции, где главным и почти единственным строительным материалом был мрамор.

В Риме под рукой находились следующие материалы:

1) травертин – твердый известняк с Тиволи;
2) туф, из которого состоит большая часть гор, окружающих Рим;
3) пиперина, что добывался в албанских горах и пуццолан.

В регионе также в избытке был гравий и песок высокого качества. Что позволило римлянам изобрести бетон, который состоит из известкового раствора, вулканического песка и щебня.
Подбор таких материалов способствовал прочности римских сооружений и возможности придать оъекту любую форму.

Стены поздниих сооружений обычно возводились из такого бетона и облицовывались кирпичом, камнем, алебастром, порфиром или мраморами самых сортов для декорации.

🙏🏻 Религиозные условия

Тесная связь религии Древнего Рима с его государственным устройством привел со временем к тому, что богопочитания стало поддерживаться правящей верхушкой только по политическим соображениям. Императору стали воздаваться божественные почести. Соответственно именно потому, храмовая архитектура носит на себе отпечаток официальности.

👩‍💻 Социально-политические условия

В раннюю эпоху полуостров был населен тремя народами.

В средней части Этрурии , жили этруски – народность вероятно арийского происхождения, поселилась в Италии в доисторические времена и проводила большую строительную деятельность.

На юге было так много греческих колоний, страна эта получила название Великой Греции .

Остальная Италия, исключая Цисальпинськую Галлию , была занята племенами, которые принадлежали к той же семье, что и греки.

Форма государственного устройства в Древней Италии, заключалась в том, что города и области сочетались между собой в союзы.

Рим сначала управлялся выборными царями, при участии сената и народного собрания, но около 500 г. до н.э. был введен республиканский образ правления, а в 27 г. до н.э. , при Августе, возникла империя.

📕 Исторические условия

Римская цивилизация существует с 8 ст. до н.э. по 5 ст. н.э. Годом основания Рима считается 750 г. до н.э.

Республика вела много удачных войн и покорила несколько этрусских городов, но в 390 г. до н. сама потерпела поражение от галлов, которые продолжали в течение определенного времени властвовать в северной Италии.
Около 343 г. до н. началось завоевание Римом Италии, завершено через 60 лет.

Затем пришла очередь войн с народами, обитавшими вне Италии.

Первая Пуническая война Рима с Карфагеном закончилась поражением карфагенян и преобразованием Сицилии на первую римскую провинцию.

Вторая Пуническая война была самой сложной из всех, которые до сих пор вели римляне. Карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию из Испании, победил всю высланную на него римскую армию и продержался там, пока не напали на Карфаген.

Третья Пуническая война закончилась полным разрушением Карфагена, который был превращен в римскую провинцию под названием Африки.

Были завоеваны Македония и Греция, присоединения последней мало в результате переселения в Рим многих греческих художников и перевозки туда, частично под видом военной добычи.

Периоды Древнеримской архитектуры:

  1. 1. Республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) Дома Помпеи и Геркуланума, храм Сибилы в Тиволи, храм Фортуны Вирилис в Риме.
  2. 2. Императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э) Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); Триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей) Пантеон; термы императоров Каракаллы и Диоклетиана.

Особенности архитектуры древнего Рима:

  • Масштабное градостроительство
  • Строго организованная планировка города
  • Форум – центр общественной жизни столицы
  • Рационализм
  • Высокий уровень инженерного искусства
  • Развитие гражданского зодчества. Многообразие типов сооружений
  • Удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей масс
  • Использование бетонных конструкций

🏛 Конструкции Древнего Рима:


Стена и арка в римской архитектуре выполняли основную конструктивную функцию.
Стены возводились из мелких, грубых и дешевых материалов, как кирпич, бетон и облицовывались мрамором. Римляне первыми, применяя бетон, ввели в использование массы битого камня, связанного раствором. Такие стены имели грубый незавершенный вид. Римляне использовали два основных типа кладки: тесовую (квадровою), которая велась насухо, и бетонную.

Бетонная кладка была пяти видов:

Opus incertum – облицовка камнями неправильной формы;
Opus reticulatum – облицована квадратным камнем, расположенном по диагонали, под углом 45 градусов к горизонту.
Opus testaceum – вид стенной кладки, при которой стены выкладывались с обожженного кирпича, а между ними заливался бетон.
Opus mixtum – стенная кладка с кирпичной облицовкой, с прокладками туфа.

Арка. Римлянам были необходимы огромные размеры, ибо в отличие от греков они несли не столько духовные скрепы, сколько государственный строй. Поэтому, чтобы решить эту задачу, они придумали одну очень важную вещь: если строить все не из стоек и балок, а построить деревянный шаблон, по нему выложить подогнанные камни и замкнуть это все трапециевидным замковым камнем, после убирается шаблон и конструкция стоит.

Римляне активно внедряют арку, которая является революционным изобретением. Арочная конструкция более устойчива, чем стоечно-балочная, ведь арка работает на передаче сил распора на определенные точки: вытесанные клиновидные камни, опираются друг на друга и последовательно предают нагрузку, идущую сверху, соседнему сегменту, пока не перейдет в опоры. Важным преимуществом арки, кроме ее устойчивости, является возможность выполнения ее в больших размерах.

В Древнем Риме распространенной была римская или полуциркульная арка, которая имеет форму полукруга, центр которого находится на уровне арочных пят.

Свод – выпуклое перекрытия или покрытие, которое соединяет стены, опоры зданий, сооружений, мостов и т. д. Своды дали возможность перекрытия больших пространств, чем это позволяла делать стоечно-балочная система. Свод образуется множественным повторением арки вдоль горизонтальной оси.

Купол – конструкция, перекрывающая круглые, многоугольные и эллиптические в плане помещения в виде свода, внутренняя поверхность которого создается вращением кривой (дуги, четверти круга, эллипса и т.д.) вокруг вертикальной оси.

🏗 Архитектурный характер сооружений Древнего Рима:

Отверстия играли ведущую роль в фасадах римских сооружений. Их верх делали прямоугольным, чаще полуциркульными. Часто складывалось полукруглое окно, разделенное на три просвета двумя каменными столбцами.

Большие арки часто выкладывались на кружалах, установленных в их пятах на уступы стены.

Своды и купола и большинстве случаев имели тщательную обработку внутренней поверхности кессонами. Устраивались также деревянные перекрытия.

Круглый цилиндрический свод из бетона и камня – основная форма перекрытия. Был распространен также крестовый свод, которым перекрывали квадратные в плане сооружения.
Круглые в плане сооружения перекрывались купольным сводом, а многоугольные – сомкнутыми сводами.

Кровля устраивалась с терракоты, как у этрусков. Устраивались плоские крыши с таврового железа и бетона, например, над некоторыми из больших залов римских терм. Потолки нередко украшались различными геометрическими узорами – сочетание квадратов, ромбов, восьмиугольников тому подобное.

Ордера применялись в связи с аркой, постепенно теряя свое конструктивное значение в сторону декоративного. Колонны становятся пилястрами. Ордера часто размещались один над другим и несколько ярусов.
Колонны ставились на пьедесталы для увеличения их высоты.

Тосканский ордер , имел гладкую колонну без каннелюр и несложный антаблемент.

Дорический ордер редко применялся римлянами. Дорическая колонна получила базу. Римляне видоизменили абаку и эхин, переделали карниз, введя в него пояс зубчиков (дентикул). Все триглифы, размещались на осях колонн. Мутулы обычно размещались только над триглифами, их наклон незначителен.

Ионический ордер имел капитель, которая часто имела волюты из всех 4 сторон. Антаблементы богаче, чем в греко-ионическом ордере.

Коринфский ордер был любимым ордером римлян и применялся для крупнейших храмов. Акантовые листья становятся более мягкие. Стержни колонн украшались каннелюрами.

Сложный (композитный) ордер был изобретен римлянами и встречался, как правило, в убранстве триумфальных арок. Капитель представляет собой сочетание ионической (верхняя часть) с коринфской (нижняя часть) Остальные детали скомпонованы по коринфскому образцу и не менее богато украшенные.

Римляне не были сильны ни в скульптуре, ни в живописи, но ценили греческие образцы.
Своды, пол, украшались мозаикой. Богатые и красивые эффекты достигались выстилкой полов и облицовкой стен различным мрамором. Появлялись первые примитивные фрески.
Характерным были спирально завитая ветвь аканта с завитками, украшенными розетками или фигурами фантастических животных и птиц. Для римлян важное гражданское, так называемое обычное зодчество.

Прежде чем говорить об архитектуре Римской империи следует сказать, что в целом она развивалась под мощнейшим влиянием греческой архитектурной мысли. В своих постройках римские зодчие пытались показать силу, величие здания.

Архитектура римлян отличалась особой монументальностью и пышностью, а также она была предназначена для практических нужд населения. В то время как греческая архитектура славилась храмовыми комплексами.

Расцвет древнеримской архитектуры: период империи

Наиболее блестящий период римской архитектуры припадает на I- II ст. н. э. – то есть период Римской империи. Расцвет архитектуры начинается со становлением империи в 27 году до н. э. Первый император Октавиан Август стал применять бетон.

В это время появляется большое количество новых видов зданий: базилики, цирки, публичные библиотеки, а также возникает такой тип сооружений как триумфальная арка. Прогресс в арочном искусстве позволил римлянам возводить акведуки, а также мосты.

Наиболее выдающимися римляне были при постройке дорог, в период империи строиться большое количество дорог, некоторые из них существуют и по этот день, и они пригодны для передвижения автомобилей. Особой прочностью отличались римские канализации, которые также используются и сегодня.

Зодчие Римской империи подарили нам венец архитектурной мысли античности – Колизей, который был самым огромным амфитеатром того времени.

Во время правление императора Адриана возводиться знаменитый римский Пантеон – храм, который был посвящен всем римским богам. Только император Август за время своего правления возводит в Риме более восьмидесяти храмов. После смерти Августа строительство прекратилось на короткое время, но вскоре император Тиберий продолжил возвеличивать империю удивительными архитектурными творениями.

Император Клавдия возводит одноименный акведук длиной в 10 км, который сохранился до наших дней в прекрасном состоянии. При императоре Траяне возводится одноименная колона, которая сейчас находиться в отличном состоянии, и практически не были подвержена разрушению.

Бурное развитие архитектуры припадает на время правления императора Адриана, который и сам был отличным зодчим. При нем было возведено крупнейшее религиозное сооружение в империи – храм Венеры и Ромы, который был простроен напротив Колизея.

Адриан построил удивительное оборонительное сооружение в Британии, которое известно как Адрианов вал. Это система укреплений, общей длиной в 117 км. В наши дни можно наблюдать неплохо сохранившиеся фортификационные сооружения Адрианового вала. Стены вала достигали в высоту 6 м, и имели ширину 3 м.

Упадок древнеримской архитектуры

Римская архитектура начала переживать упадок после смерти императора Адриана. Этот характеризуется стремлениями императоров оставить после себя архитектурный след.

Наиболее выдающимися были постройки: колона Марка Аврелия, триумфальная арка императора Константина, триумфальная арка Септимия Севера, храм Антонина и Фаустины.

В этот период римская архитектура была подвержена использованию большого количества разнообразных украшений. Эта мысль были перенята римлянами с восточных традиций – римская архитектурная мысль теряла свою уникальность и независимость. Все большую роль стала играть напыщенность, которая заглушала величие классики.

Как вывод, следует сказать, что римская архитектура достигла своего расцвета в период империи. В это время возводились здания, которые поражали своей мощью и величиной. Все здания строились из хорошего камня, который скрепляли бетоном. Многие здания римлян оказались настолько крепкими, что функционируют до сих пор (дороги, канализации).

Архитектура Древнего Рима - принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. - VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум - площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры - львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод - также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком - одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.