История происхождения аланов и их современники. Аланы и скифы или же псевдоиранские мифы Где жил воинственный народ

Не гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

Непобедимы войны

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но в отличие от своих предшественников аланы стали первым и последним "негерманским2 народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им "соседские визиты". Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке.

Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошади, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Для Рима V века нашей эры это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившиеся материальными благами римские патриции искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись.

Удлинение черепа имело ритуальный характер. Есть версия, что деформация влияла на мозг и позволяла аланским жрецам быстрее в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

"Предки" короля Артура

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, "не купиться" на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что

«Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы».

Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.
Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда,

военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура.

Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке. В то время африканские колонии Рима переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов.

Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии.

В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании.

Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

Из невообразимых глубин истории дошло до нас название древнего народа – аланы. Первые упоминания о них встречаются в китайских хрониках, написанных две тысячи лет назад. Интересовались этим воинственным этносом, жившим на границах империи, и римляне. И если сегодня в атласе ныне живущих народов мира нет страницы «Аланы» с фото, то это не значит, что этот этнос исчез с лица земли бесследно.

Их гены и язык, традиции и мироощущение унаследовали прямые потомки – . Кроме них, потомками этого народа некоторые ученые считают и ингушей. Приоткроем же завесу над событиями давно минувших эпох, чтобы расставить все точки над «i».

Тысячелетняя история и география расселения

Византийцы и арабы, франки и армяне, грузины и русичи – с кем только не воевали, не торговали и не заключали союзы аланы за свою более чем тысячелетнюю историю! И почти все, кто сталкивался с ними, так или иначе фиксировали на пергаменте или папирусе эти встречи. Благодаря свидетельствам очевидцев и записям хронистов мы можем сегодня восстановить основные этапы истории этноса. Начнем с происхождения.

В IV-V ст. до н.э. по обширной территории от Южного Приуралья до кочевали племена сарматов. Восточное Предкавказье принадлежало сарматскому союзу аорсов, о которых античные авторы отзывались как об искусных и отважных воинах. Но даже среди аорсов было племя, которое выделялось особой воинственностью – аланы.

Историки считают, что, хотя родство между этим воинственным народом со скифами и сарматами очевидно, нельзя утверждать, что только они являются их предками: в их генезе в более поздний период – примерно с IV ст. н.э.– принимали участие и другие кочевые племена.

Как видно из этнонима, это был ираноязычный народ: слово «алан» восходит корнями к общему для древних ариев и иранцев слову «arya». Внешне они были типичными европеоидами, о чем свидетельствуют не только описания летописцев, но и данные ДНК-археологии.

Около трех веков – с I до III н.э. – они слыли грозой как соседей, так и отдаленных государств. Поражение, нанесенное им гуннами в 372 г., не подорвало их сил, а, наоборот, дало новый толчок к развитию этноса. Одни из них во времена Великого переселения народов ушли далеко на запад, где вместе с гуннами разгромили царство остготов, а позднее сражались с галлами и вестготами; другие – расселились на территории центрального .

Нравы и обычаи этих воинов тех времен были суровыми, а способ вести войну – варварским, по крайней мере, по мнению римлян. Главным оружием аланов было копье, которым они владели виртуозно, а быстрые боевые кони позволяли без потерь выйти из любой стычки.

Излюбленным маневром войск было ложное отступление. После якобы неудачной атаки конница отступала, заманивая врага в ловушку, после чего переходила в наступление. Не ожидавшие новой атаки враги терялись и проигрывали сражение.

Доспехи аланов были относительно легкими, сделанными из кожаных ремней и металлических пластин. По некоторым данным, такие же защищали не только воинов, но и их боевых лошадей.

Если посмотреть на территорию расселения на карте в эпоху раннего Средневековья, то в глаза бросятся, прежде всего, огромные расстояния – от до Северной Африки. В последней появилось их первое государственное образование – недолго просуществовавшее в V-VI вв. Королевство вандалов и аланов.

Однако та часть этноса, которая оказалась в окружении далеких по культуре и традициям племен, довольно быстро утратила свое национальное своеобразие и ассимилировалась. А вот те племена, которые остались на Кавказе, не только сохранили свою идентичность, но и создали мощное государство – .

Государство сформировалась в VI-VII вв. Примерно в то же время на ее землях начинает распространяться христианство. Первым весть о Христе, согласно византийским источникам, сюда принес Максим Исповедник (580-662), а первым христианским правителем страны византийские источники называют Григория.

Окончательное принятие аланами христианства имело место в начале X ст., хотя иностранные путешественники отмечали, что христианские традиции в этих землях нередко причудливо переплетались с языческими.

Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей. Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И. Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.

«У ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнаженный меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет.

По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся.

А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ – говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась.

Тогда священники и другие почетные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына – хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»

Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем является современный осетинский.

Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.

Их поклонение обнаженному мечу, безукоризненное владение , презрение к смерти, культ благородства заложили фундамент позднейшего западноевропейского рыцарского кодекса. Американские ученые Литтлтон и Малкор идут дальше и полагают, что и образом священного Грааля европейцы обязаны нартскому эпосу с его волшебной чашей Уацамонгой.

Споры вокруг наследия

Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с , или шире – .

Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.

Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в. и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в этого народа рано ставить точку.

В. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым , Закавказье , Малую Азию , Мидию .

Согласно общепринятой гипотезе В. И. Абаева, это имя восходит к древнеиран. aryana - древнему самоназванию индоиран. народов (ариев). Впервые оно встречается во - вв. до н.э. в названии сарматского племени роксоланы . К сер. в. н. э. аланы появляются в местах расселения сарматских племен (в частности, сираков и аорсов, обитавших на Сев. Кавказе и в Предкавказских степях). На тесную преемственную связь аланов с сарматами указывают составные термины - «аланорсы» («алано-аорсы») у Птолемея ( в.), «алано-сарматы» у Маркиана Ираклийского ( в.), а также археологические материалы.

На страницах хроник народ алан появляется в в. н.э. , когда близ сев.-вост. границ Римской империи , на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России.

Основа хозяйства аланов в ранний период их истории - скотоводство.

В 370-х гг. аланский племенной союз, занимавший огромную территорию от Сев. Прикаспия до Причерноморья, был разгромлен гуннами . Значительная часть алан ушла в Зап. Европу. Опустошив в союзе с герм. племенами рим. провинции Галлию () и Испанию (), в топонимике которых сохранились многочисленные следы пребывания алан (Алансон во Франции, Гото-Алания - Каталония в Испании), они были вытеснены оттуда вестготами () в Сев. Африку, где приняли участие в формировании государства вандалов . Массовая миграция алан от нашествия гуннов шла и в направлении высокогорных областей Кавказа, результатом чего явилось смешение их с автохтонным населением, принадлежавшим к иберо-кавк. семье. Это определило в дальнейшем неоднородность аланской этнической среды, а равно и материальной культуры северокавк. алан. Данные археологии показали, что уже с в. наблюдается различие в материальной культуре Зап. (бассейн р. Кубани) и Вост. (бассейн р. Терека) Алании и наличие в ней 2 родственных племен (Коваленская). Позднее выявилась еще одна, промежуточная ветвь в центральной части Сев. Кавказа (Приэльбрусье). В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племён, возглавленное аланами и в письменных источниках получившее название Алании . Происходит процесс оседания кочевников-аланов и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству.

Западная Алания (верховье Кубани) находилась в зоне влияния Византии , обладая при этом значительной самостоятельностью. В VIII - вв. через «земли алан» (верхние притоки Кубани и Лабы) проходил отрезок «великого шелкового пути», что существенно укрепило связи кавк. алан с Византийской империей. При императорах Македонской династии возрастает интерес Византии к западноаланскому государству, сложившемуся к этому времени на Сев.-Вост. Кавказе в верховьях р. Кубани.

Религия

Культура и искусство

Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на реке Большой Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на реке Терек, Ахалкалинское на реке Сунже и другие. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство аланов в IV-V веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (так называемы полихромный стиль). Позднее появились подвески и другие украшения, отделанные птичьими головками. В Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959

  • Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962
  • Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967
  • Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.
  • Использованные материалы

    • Большая советская энциклопедия, ст. "Аланы".
    • Л. А. Перфильева. "Аланская епархия". Православная энциклопедия, т. 1, с. 440-444

    Plin. Hist. nat. IV 80; возможный перевод - «светлые аланы»

    Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244

    Агусти Алемань "Аланы в древних и средневековых письменных источниках". Грузинские источники гл. 9, стр. 409. В сноске указано: Q 42 (RCH 359); В 28 (HG 61). Поздняя вставка в текст (груз, c"anart"i «интерполяция»). В дает название города как P"ostap"ori da Bosp"ori.

    В.И. Абаев - "Избранные труды" глава Нартский эпос осетин стр.142

    А.Овчинников
    АЛАНЫ И СКИФЫ. ЕЩЁ ОДНО ФЭНТЕЗИ.
    Аланы
    Для начала несколько цитат об аланах из статей Википедии. 1) аланы – ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения; 2) в 1-2 веках н.э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда он совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию; 3) крупные племенные объединения алан были разгромлены гуннами в 4 веке н.э.; 4) часть аланов участвовала, начиная с конца 4 века н.э., в Великом переселении народов, дойдя вместе с вандалами до Северной Африки, образовав там в 6 веке королевство, просуществовавшее более ста лет; 5) с 7 по 10 век средневековая Алания входила в Хазарский канат; 6) в 4-6 веках н.э. аланы образовывали самостоятельно и со своими союзниками княжества и королевства на территории современных Франции, Испании, Португалии, Швейцарии, Румынии, Венгрии, оставив по себе память в Европе в виде около 300 топонимов – мест с аланскими корнями – (Каталония, Алансон и др.); 7) «через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации».
    Племенное образование восточных алан пало только в 13 веке под ударами татаро-монгол Батыя, и современные осетины считаются последним осколком великого аланского этноса. Таковы основные положения официальной науки, которая состоит, увы, опять-таки из нестыковок и противоречий. Нам же аланы интересны, прежде всего, в контексте взаимоотношений их со славянами Придонья, а отношения эти не всегда складывались безоблачно. Что же это за аланы такие, «откуда есть пошли», чем закончили и куда подевались. Наша версия во многом отличается от общеупотребительной. Итак...
    Первые упоминания об аланах появляются в самом начале 1 века н.э. в римских источниках. То есть, надо полагать, с момента первого контакта римлян (поначалу торговцев, купцов, разведчиков) с неизвестными им доселе племенами Причерноморья. Alani – это прозвище незнакомого римлянам народа - с той поры навсегда вошло в обозначение «кочевых племен скифо-сарматского происхождения». Почему именно скифо-сарматского? – да просто потому, что обитали аланы в тех же границах, что и известные до той поры всему миру скифы и, затем, сарматы. При этом аланскому языку приписывают то же иранское происхождение, что и скифскому. Откуда же известно, что киммерийцы, скифы, сарматы, а, стало быть, и аланы были «ираноязычными»?
    Скифы и их мнимая «ираноязычность»
    Учтём, что письменных источников нет. Правда, имеется небольшое исследование , где доказывается старославянское происхождение обнаруженных археологами неотчетливых и маловразумительных как бы скифских знаков. Далее мы увидим, что подобное предположение вполне имеет право на существование, причем с вероятностью не меньшей, чем у общепризнанных гипотез. Хотя и непонятно, как не могло быть письменности у высокоразвитой скифской цивилизации, достигшей непревзойденных вершин в искусстве, культуре и военном деле ещё в эпоху бронзы, что сопоставимо по времени с появлением первых творений древнегреческих мастеров. В том, что это действительно так легко убедится, взглянув на образцы произведений искусства скифов – см. рис.1. Этнос, сумевший создать подобные шедевры, не мог не иметь собственного письма. Письменность ариев, скифов, славян, славян-русов – это отдельная большая тема, которой мы посвятим отдельную главу. Здесь же предварительно отметим, что помимо потерь образцов материальной культуры дохристианского периода во время войн и нашествий, свою роль сыграла эпоха насильственной христианизации Руси, длившаяся два с половиной столетия, за которые было уничтожено практически все культурно-историческое наследие наших предков, так называемых язычников.
    На сегодня во всех источниках принято считать язык скифов (сарматов, алан) относящимся к иранской группе индоевропейских языков – и точка! Определено же это только по записанным древними греками и римлянами именам вождей и царей этих племен. Всего их несколько десятков, например (тут надо учесть греческое написание, а именно пристрастие греков к окончаниям ос-ас): Олкас, Матасий, Скилур, Палак, Коландак, Скивлиас, Пардокас, Дитилас, Зарива- Царева (жен.), Сколоний, Тевтома, Тевтар, Шпако, Орпата, Аданфирс, Скопас, Тапсакас, Атей (царь) [ 2]. Попробуем очистить эти имена от греческих наносов, получим: Олк, Мата, Скилур, Палак, Коландак, Скивл, Пардак, Дит, Царева, Скол, Тевт, Орпат, Азанфир, Тапсак, Атей. Приведу с десяток наиболее распространенных немусульманских имен современной Персии (там за тысячи лет мало что изменилось в культурном плане, разве что ядерный реактор заработал): Ардашир, Бараз, Джавед, Михран, Парваз, Сохраб, Шахрияр, Шер. И для сравнения несколько старинных русских имен: Ярослав, Велимир, Доброгост, Добрыня, Будимир, Всеслав, Добран, Услад, Светомир, Радислав, Ратибор (а, имена-то какие, говорящие, прямо нравственно-ратная характеристика наших предков). По мне так последнее более созвучно скифским именам, чем иранские имена тому же, не правда ли?
    Существует даже словарь скифского языка на 200 слов, где автор, известный историк, филолог, лингвист и ирановед В.И. Абаев – осетин по национальности – опять же из ничего, из воздуха, только ради доказательства причастности современных осетин к тем аланам, «притягивает за уши» некоторые современные осетинские слова и понятия, как бы созвучные, нет, скорее, могущих быть подобными каким-то аланским (скифским) аналогам. Если посвятить жизнь подобным доказательствам, то можно составить и скифско-гондурасский словарь. Подобные изыскания проводятся из ошибочного предположения, будто Русская равнина, Кавказ, Прикаспий заселялись мигрантами именно с Иранского нагорья, чему доказательств практически нет. То есть, имеется в виду, что все гигантские пространства Евразии от Эльбы до Урала и от Валдая до Кавказа и Каспия были населены тысячи лет какими-то протоиранскими, при этом, естественно, ираноязычными, племенами. И это утверждение упорно, несмотря на последние открытия в биологии и генетике, продолжает присутствовать практически во всех учебных и популярных изданиях, в том числе интернетовских и в Википедии.
    При этом вся «иранскость» этих миллионных, похоже, самых многочисленных тогда (и теперь) племён Европы держится помимо ссылок на несколько имен скифских вождей ещё и на созвучии гидронимов Дон-Днепр-Днестр-Дунай-Донец осетинскому (вода, река). Но к этому вопросу мы ещё вернемся. Цепь рассуждений такова: осетины (реально иранской группы языков) – потомки средневековых алан, аланы – это скифо-сарматское племя, скифы – ираноязычны, ergo, на основе современного осетинского языка можно составлять скифский словарь. Что и было сделано вышеупомянутым Абаевым. В частности, в учебнике истории Северной Осетии [ 4 ] приводятся следующие примеры связи современных осетинских слов с алано-скифскими (по работам Абаева): мад (мать), фыд (отец), рвад (брат), хуэрхэ (сестра), хур (солнце), мэй (месяц), магъз (мозг), зэрдэ (сердце), сырх (красный), эз-аз (я), ды (ты), мах (мы), тайын (таять), бэттын (вязать). Последнее очень тянет на «батон», связанный шпагатом, и я не уверен, что это всего лишь шутка. Если учесть, что хур (солнце) весьма созвучно древнерусскому Яр-Ярило, то почти во всех этих классических примерах можно услышать отнюдь не иранские, а наши родные, древнерусские корни, языка наших с вами предков – скифов. Восточную часть общего древа индоевропейских языков теперь можно представить в такой последовательности: праиндоевропейский язык – язык ариев – скифо-ариев. Далее скифо-арийская общая ветвь разделяется на иранскую (и отсюда уже осетинскую) и скифо-славяно-русскую. Иранская группа языков вторична относительно древнего скифо-арийского.
    Генетика алан и скифов
    Здесь нельзя не привести еще один, но «убойный» аргумент. По последним данным исследований генетиков осетины к скифам и аланам никакого отношения не имеют. Факт, что скифы относились по мужской Y-хромосоме к гаплогруппе R1a, никем не оспаривается и признаётся всем ученым мировым сообществом. Но пока еще это обстоятельство еще мало впечаталось в мозг рядового потомка скифского племени – а это мы с вами, уважаемый читатель, восточные славяне. На две трети (на территориях южнее Москвы) мы относимся к этой «скифской» гаплогруппе, а вот осетины – нет. Среди осетин процент R1a ничтожно мал. Но об этом подробней далее.
    Вернемся к аланам, рассмотрим их «скифо-сарматское» происхождение, ибо прочие гипотезы на сегодня малоубедительны и всерьез не рассматриваются. По сию пору, почему-то, и в школьных учебниках истории, как и в вузовских, при рассмотрении цепочки народов: арии-киммерийцы-скифы-сарматы-славяне - сменяющих друг друга на огромных пространствах Восточной и Центральной Европы - совершенно упускаются из виду, уже упомянутые выше, достижения молекулярной генетики последнего двадцатилетия. В предыдущих главах было показано, что появившиеся порядка 4800-4500 лет назад на данной территории племена ариев (культура боевых топоров, она же ямная, она же срубная и катакомбная, она же культура шнуровой керамики) относились по мужской Y-хромосоме, по первопредку, к гаплогруппе R1a. О том, что это были именно арии, упоминается в академических изданиях, но стыдливо умалчивается в более массовых тиражах. Само название племени, термин «арий», ариец, арийцы было необоснованно замарано идеологами гитлеровской Германии и с той поры является едва ли не ругательным и в веках проклятым. Восстанавливая историческую справедливость, еще раз подчеркнем: в самой Германии всего-то до 15 % тех, кого можно отнести к ариям, к гаплогруппе R1a, остальные немцы в массе своей относятся или к западноевропейской группе R1b или палеоевропейским группам I1 и I2 . Без реабилитации самого понятия, термина «арий» не обойтись при дальнейшем развитии и переосмыслении всей истории Европы, да и мира.
    Точно неизвестно, каков был состав доарийскогоо населения рассматриваемых территорий – Восточная и Центральная Европа, Русская равнина, степи Причерноморья, Приазовья, Прикаспия и Южного Урала). Скорее всего, это было автохтонное палеоевропейское население гаплогруппы I, сохранившееся и выжившее после ледникового периода. На сегодня на территории северной России отчетливо просматриваются на генокартах – см. рис.2. - следы этих племен: в Архангельской и Вологодской областях до 18% населения относится к гаплогруппе I1, русские поморы в массе своей также принадлежат к этой группе. Очевидно, что колонизация ариями Русской равнины мало затронула в свое время русский север, иначе бы этих следов не сохранилось. В южной России и на Украине потомки древнеевропейских аборигенов из гаплогруппы I2a составляют до 12-15%. Но пока точно неизвестно, возможно, это следы миграций населения Балкан уже в более поздние эпохи. По мере накопления статистических данных по исследованиям ДНК картина мира будет все более проясняться, раскроются многие тайны и загадки, доселе недоступные.
    Сам же термин «арий» известен с 19 века, благодаря расшифровке и переводу древнеиранского эпоса «Зенд-Авеста». Современные исследования останков ариев Ирана, Закавказья, Месопотамии, Аравии и ариев Русской равнины доказывает их полную идентичность по первопредку, по мужской Y-хромосоме. Причем однозначно определена первичность, подчеркиваем это обстоятельство еще раз, ариев именно Восточной Европы, часть которых мигрировала в Переднюю Азию, Иран, Индию 4000-3500 лет назад уже после колонизации и заселения европейской части Евразии . Удивительно, но этот общепринятый и общепризнанный ученым сообществом факт не отражен до сих пор даже в «продвинутой» Википедии. Отсюда: совершенно непонятно появление «телеги впереди лошади», когда утверждается о превалировании на указанной территории иранского элемента, в том числе языка.
    Киммерийцы – предшественники скифов
    В современной исторической науке принято считать, что арии исчезли, практически бесследно, растворившись в последующих им племенах, в частности в киммерийцах и скифах. О киммерийцах мы знаем из многих источников, но первооткрывателем – не народа, а только его названия – является «отец истории» Геродот. С его легкой руки на пространствах Восточной Европы примерно с 1300 года до н.э. фиксируются племена, названные Геродотом киммерийцами. Откуда они взялись и куда подевались предшествующие им племена – на это у историков и археологов точного ответа нет, только десятки невразумительных гипотез. Самим своим именем киммерийцы обязаны, получается, грекам, об их же самоназвании неизвестно, разумеется, ничего. Определено, однако, что относились они опять-таки все к той же «иранской группе языков», причем «догадались» об этом только и всего лишь по трем (!) именам вождей, упомянутых в древних списках. Вот они: Тугдамме, Теушпа, Сандакшатру. И эти три имени поочередно относили то к кельтам, то к фракийцам и кавказцам, но, в конце концов, языковеды остановились на иранском варианте. А я вот, например, предлагаю считать их русско-индийскими – и что?! Кто хотел видеть в этих именах иранские корни, тот увидел, а я вот – нет. Здесь, и как увидим далее, надо полагать, образовался мощный пласт ученого сообщества неких иранистов, которые десятилетиями гнут и отстаивают свою линию. И свернуть с этого пути им уже невозможно – при этом разрушится все их мироздание! В исторической науке так: кто какую темку оседлал, тот и будет защищать её до последней капли чернил, даже понимая, что неправ.
    Киммерийцы незаметно исчезают с исторической арены, и им на смену приходят в 8-7 веках до н.э. скифы. Как они сами себя называли – неизвестно, так как «скифы» - это опять же от греков. Далее лет за двести до начала Новой эры на этих же территориях появляются сарматы, а скифы при этом куда-то таинственно исчезают. И опять же «во всех учебниках страны»: скифы были частично уничтожены, частично ассимилированы сарматами, причем последние – того же иранского корня, что и скифы. Никто не задумался: как это можно «частично уничтожить и частично ассимилировать» (то есть мужчин поубивать, а женщин забрать себе в рабыни) огромный народ, известный всему тогдашнему миру и влияющий на этот мир до сих пор через свое культурное наследие! А ответ на поверхности: скифы и сарматы – это одно и то же. Что подтверждается и выводами генетиков. И по данным археологов, только последние, если хотят видеть некие различия в культуре этих двух как бы разных народов – они их находят. А станет модным и актуальным считать их едиными – тут же найдутся неопровержимые тому доказательства. За сотни лет культура и быт одного и того же этноса, безусловно меняется, иначе мы бы до сих пор бегали с палками за мамонтами. Сравните Россию 1900 года и 1800 – народ тот же, но страна совершенно другая. Так же и скифы, киммерийцы, сарматы и... славяне.
    Сарматы. Аланы – славяне?
    На рубеже 200-300 годов уже Новой эры сарматы все реже упоминаются в трудах современников и, наоборот, под различными именами, все чаще, славяне. Геродот назвал в свое время одних киммерийцами, других скифами – так и пошло. Римляне назвали тот же народ сарматами (савроматами), византийцы уловили насчет славян – алан. Я хочу подчеркнуть еще раз, прошить красной нитью: не было цепочки сменяющих друг друга на нашей земли разных народов; а именно: арии – киммерийцы – скифы – сарматы – славяне, это был и есть один и тот же народ, потомки древних ариев. К этому выводу безотносительно достижений современной науки и археологии, опираясь только на холодную логику и многочисленные свидетельства древних авторов, пришел и небезызвестный русский исследователь древностей первой половины 19 века Е. Классен . Вслед за Ломоносовым он одним из первых обратил внимание на несоответствие воззрений тогдашней исторической науки (как видим, и сегодняшней) на проблему происхождения и исчезновения скифов относительно истинного положения дел, правильной расстановке акцентов и переосмыслению первоисточников. Так вот, по Классену аланы – это славянское племя, по названию производное от древнерусского слова «алань» (которое было вполне общеупотребительно еще в его время), что означает - низменность, пастбище. И сегодня карта России пестрит географическими названиями с аналогичным по значению корнем «елань» (трансформировалось из «алань»). То есть, аланы – пастухи, скотоводы, или же, степные славяне, в отличие от славян лесной и лесостепной зоны. И у нас нет оснований не доверять этому умозаключению известного русского ученого. Тем более что, практически везде и всюду утверждается: аланы – «ираноязычное племя скифо-сарматского типа». Вот с первым утверждением, как видим, большие проблемы, а второе – будем считать верным. Хотя, надо признать, 100-процентных доказательств соответствия по генетике, по изначальному роду, алан и скифов – нет, но об этом – далее.
    Пока же, на сегодня, получается так: юго-восточная, степная часть скифо-ариев – это и есть аланы раннего Средневековья. Именно они были вовлечены вихрем азиатско-гуннского нашествия в период Великого переселения народов, и они же прошлись по всей Европе и даже по Африке. Как полагают: «к сармато-аланской культуре (военной) восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола». Характерной особенностью экипировки сарматских, а затем и аланских рыцарей являлся защитный панцирь чешуйчатого типа, позже трансформировавшийся в более легкую свою модификацию – кольчугу. Именно эти алано-скифы за 200 лет своего пребывания в Европе оставили по себе память в топонимике и, что нам особенно важно, успели за столь короткий исторический срок оставить на современных генокартах Западной Европы и Северной Африки явственные отпечатки своего пребывания в данных местах – см. рис.3. Следы гаплогруппы R1a от 2,5 до 5% могли оставить только они. До того и далее подобных долговременных нашествий потомков ариев на запад Европы не было.
    «Новые аланы» 8-12 веков.
    Период с конца 4 и до примерно 7-8 веков – это темное пятно в истории древних, первых алан. Но на тот же период приходится многочисленные упоминания современных им авторов о появлении на этих землях уже славянских племен, в частности, венетов, роксолан, антов, борусов, склавенов. После передислокации алан вместе с готами и гуннами в Европу на освободившиеся пространства Нижнего Дона и Предкавказья постепенно проникают племена антов с севера и северо-запада, а с востока авары (обры русских источников), далее булгар и хазар (с 650 года). Получается, от времени ухода алан на запад до их первых стычек с аварами проходит около двухсот лет – и вот об этом периоде в истории алан практически ничего неизвестно. Получается, в период с конца 4 века и далее вплоть до начала 2-го тысячелетия на степных пространствах между Черным, Азовским и Каспийскими морями обитало несколько разноплеменных этносов, причем, не имеющих четких границ между собой. Это, во-первых, сами аланы, о которых сказано в учебниках, что они входили в некий Хазарский каганат (о нем в следующей главе), во-вторых, славяне-русы (анты), и, в-третьих, авары, булгары, хазары и, даже, появившиеся здесь с конца 9 века печенеги.
    Русские летописи 11 века довольно обстоятельно описывают взаимоотношения русов и хазар, которые никогда не были безоблачными. Если в первый период этого противостояния русские были вынуждены платить хазарам дань, то в итоге, киевский князь Святослав навсегда «закрыл» эту проблему, уничтожив сам Хазарский каганат как государство. Далее русским пришлось иметь дело с печенегами, затем и с половцами. Но вернемся к аланам. Авторы Никоновской летописи, достаточно осведомленные о противостоянии русских с хазарами, начиная примерно с 7 века, ничего при этом не доносят нам об аланах, обитавших, между прочим, если верить легендам, на тех же землях, в то же время.
    Тем не менее, во всех прочих, не древнерусских, источниках упорно указывается на присутствие в то же время на этих территориях именно алан и на их, почему-то, мирное сосуществование и с булгарами, и с хазарами, причем зачастую в одном поселении. Классический, но едва ли при этом не единственный пример – это Маяцкое городище на Тихой Сосне (в 100 км южнее Воронежа). Само городище послужило одним из символов для обозначения целой «Салтано-Маяцкой» культуры, в которой археологами и историками свалены в одну кучу наследие хазар, булгар и алан. Небывалая для той эпохи толерантность и образец мирного сосуществования различных этносов. Причем, всё, что не удается идентифицировать как принадлежность к булгарской или хазарской культуре, автоматически считается аланским.
    Территории Северного Кавказа, Нижнего Дона, Прикаспия, начиная с конца 7 века, привлекают к себе внимание арабских завоевателей. Арабская экспансия, захватившая к тому времени Закавказье, перекидывается на Северный Кавказ и степи Прикубанья. Обитавшие здесь оседлые племена вынуждены отходить или в неприступные ущелья Кавказа, или на север, к Дону. Ну а раз, в ту эпоху в Предкавказье по тогдашним представлениям византийцев, персов и арабов обитали аланы, то и на Дону, само собой, откочевавшие с юга племена также записываются историками в аланы. Но, при этом нигде не говорится, насколько родственны западные аланы, затерявшиеся в Европе и в северной Африке еще в 5-6 веках, этим, оставшимся в степях между Азовским и Каспийским морями. Вот тут таится еще одна из главных и нерешенных загадок раннего Средневековья: почему племена, обитавшие северней Кавказских гор вплоть до Волго-Донского междуречья, считаются аланами? На основании чего, каких исследований, каких раскопок? Письменные свидетельства римлян (в том числе Иосифа Флавия) обрываются в начале Новой эры, а это никак не 7-8 века... Получается, что эти племена современники продолжали называть «аланами» по привычке, по инерции, чтобы хоть как-то обозначить разнородные, разноплеменные этносы, собравшиеся к тому времени на территориях, ранее занимаемых аланами западными. Получается, аланы раннего Средневековья, аланы, ушедшие в Европу в конце 4 века и растворившиеся среди местного населения, дали свое имя всем последующим «вынужденным переселенцам» с Кавказа на север.
    Факты и доказательства, приводимые исследователями насчет «алановости» поздних алан неубедительны и, похоже, притягиваются к заранее намеченному ответу. Вот эти откочевавшие на север, к Дону, в 7-8 веках аланы становятся одними из носителей упомянутой салтаново-маяцкой культуры. Еще раз: первые аланы, западные аланы раннего Средневековья, уходят примерно в 400 году вместе с готами и гуннами в поход на Рим и далее в западную Европу; оставшиеся, восточные аланы, по мнению большинства историков, продолжают оставаться на занимаемых ранее территориях между Азовом и Каспием, но, при этом, вплоть до нашествия авар в 555 году, о них ничего неизвестно. Практически сразу после покорения этих алан хазарами в середине 7 века и оккупации последними указанных земель уже арабы около 670 года теснят хазар (и алан) от Кавказа на север. Заметим, что к тому времени на Руси уже основан Киев и на авансцену истории выходят славянские племена, впервые упоминаются руссы-россы , которые становятся соседями как раз этих восточных алан в среднем и нижнем Придонье.
    Восточным аланам историками приписывается едва ли не мирное сосуществование с хазарами, или же, по крайней мере, вассальная зависимость. И так вплоть до разгрома Хазарского каганата русским князем Святославом в 929 году. Далее эти уживчивые аланы также преспокойно сосуществуют с печенегами, затем и с половцами. Вот только с монголо-татарами им не повезло, уж больно те лютые оказались и пришлось с ними воевать, а потерпевши поражение, укрываться в неприступных кавказских ущельях. Так согласно легенде зарождалась современная Северная Осетия. Впрочем, любой учебник скажет вам тоже самое.
    «Донские аланы» 10-го века.
    Но вот такой казус произошел не так давно при комплексном исследовании останков так называемых «донских алан» из Салтовского и Дмитровского могильников (среднее Придонье). Исследовали 6 мужских и 6 женских скелетов предположительно именно из захоронений алан и ориентировочно по дате не позже 10 века. Далее цитирую: «...краниологические особенности черепа, ...остеометрические исследования, ... одонтологические источники [и прочее]... позволяют ассоциировать исследуемые останки с аланской этнической общностью». То есть, задача подогнать обнаруженные захоронения под аланские вроде как и выполнена, но... Анализ ДНК неожиданно выявил принадлежность останков мужчин по гаплотипу к центральнокавказской, практически автохтонной, группе G2a. На генокарте для данной гаплогруппы – см. рис. 2 - отчетливо просматривается «эпицентр» распространения этой гаплогруппы – это Центральный Кавказ. Вот вам и аланы, вот вам и наследники скифов! У современных осетин, кстати, следующее соотношение гаплогрупп: G2a – до 70%, J2 – 14% (это ближневосточная группа), R1b – 7% (западноевропейская), скифо-арийской же гаплогруппы R1a ничтожно мало.
    Как уже указывалось, общепринятым является следующее, ставшее каноническим, определение алан: «аланы – ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения». Но, скифы, что южно-сибирские, что уральские, что восточноевропейские относились по мужской Y-хромосоме, по первопредку, к арийской гаплогруппе R1a, и в этом уже не сомневается никто. Значит, и аланы, коли они скифо-сарматского происхождения, обязаны физически и биологически принадлежать также к R1a. Кстати, женские образцы по митохондриальной ДНК отнесены к группе I (азиатская, между прочим, а вот скифские женщины в большинстве своем по этой метке относились к группе H). Вообще, женские генетические метки позволяют определить только принадлежность к определенной группе (по первоматери), а также ближайших предков по женской линии – мать, бабка... Но какая-то локализация этноса по женскому типажу затруднительна, если не невозможна. То же касается и направления миграций племен, поскольку при взаимопроникновении, ассимиляции или даже покорении одного племени другим женский элемент тасуется как дама пик в колоде карт. В то время как метка по мужской хромосоме (определенный набор нуклеотидов в молекуле ДНК) остается неизменной и постоянной.
    Таким образом, сыплется вся конструкция: либо аланы (но именно эти, «восточные», оставшиеся в Предкавказье после ухода алан западных в Европу в 5 веке) к скифам и сарматам не имеют никакого отношения, либо скифы (и мы с вами, как их потомки) – тоже выходцы с Кавказа. Как говорили древние: tercium non datum (третьего не дано) – выбирайте, что нравится. Есть, правда вариант, что древние аланы, настоящие аланы раннего Средневековья, как и «квазиаланы», также принадлежали к гаплогруппе G2a, но тогда на их скифо-сарматском происхождении опять-таки приходится ставить жирный крест.
    Я же предлагаю нижеследующий выход из этого логического тупика и замкнутого круга. Аланы раннего Средневековья, растворившиеся на просторах Европы и Африки в 5-7 веках и были именно те «наследники скифо-сарматской цивилизации», или те же самые скифы, только обитавшие «за Доном», на восток от Дона. Славяне-скотоводы, или же алано-арии – обитатели задонских степей. И не зря аланская историография имеет провал в 200 лет от 400 до 600 года. На территориях между Азовским морем, Каспием и Кавказом в этот период отсутствуют материальные свидетельства (археологические данные) каких-либо устойчивых племенных образований и так вплоть до появления здесь авар (557 год) и хазар (650 год). А вот далее в столкновениях уже с хазарами историки вновь упоминают неких алан. Но, если эти «новые аланы» относились к кавказской гаплогруппе G2a, то тогда логично предположить некую миграцию в этот период центральнокавказских племен на север, на практически пустующие, но плодородные степи Прикубанья, Приазовья и Придонья. Миграция эта продолжалась на протяжении столетий, но при этом доля представителей именно этих племен в составе населения Хазарского каганата (о хазарах – в след. главе) была незначительна. Так, на 350 обнаруженных и исследованных археологами мест захоронений хазар (возможно, и булгар), приходится всего 10, приписываемых аланам, поздним аланам, или же аланам кавказским. Причем, существуют не лишенные оснований версии , по которым вообще появление меток G2a на Дону связывают с еще более ранними миграциями представителей этого рода со стороны Балкан и Малой Азии. Но не будем углубляться в эти дебри.
    Осетины – потомки алан и скифов?
    Итак, что мы имеем по аланам. Если верить официальной исторической науке, особенно советской и российской ее части, то определена такая последовательность сменяющих друг друга племен, относящихся изначально к одному этносу: скифы – сарматы – аланы – современные осетины. Причем все они – «ираноязычные». Отсюда, поскольку у большинства осетин (70%) присутствует по мужской линии генетическая метка «кавказской» гаплогруппы, можно сделать логический обратный вывод: аланы раннего Средневековья, равно как сарматы и скифы также должны быть по мужской Y-хромосоме отнесены к группе G2a. Опять тупик. Опять тот же вывод: либо заявить, что аланы, покорившие Европу в 5 веке н.э. – это выходцы с Кавказа, не имеющие отношения к сарматам и скифам; либо признать, что осетины не имеют никакого отношения ни к первым аланам, ни, само собой, к скифам и все доказательства тому притянуты, начиная с 1944 года, отцом «алановости» осетин В.И. Абаевым. И то, и другое – революция в исторической науке и вряд ли кто на нее пойдет из великих. Лично я рекомендовал бы второй вариант. Отсюда вытекает следующее предположение о происхождении алан поздних, вторичных: племена, спустившиеся с гор Кавказа на освободившиеся территории после ухода подлинных алан в Европу, причем не сразу, а через 150-200 лет, современники (византийцы, персы, арабы) называли аланами по привычке, по месту обитания прежних подлинных алан. Сами осетины себя никогда аланами не считали вплоть до открытий упомянутого Абаева. Думаю, если бы этот уважаемый ученый муж (прожил он, кстати, 100 лет) знал о неразрешимом противоречии по данным генетики, он бы посвятил жизнь другим наукам.
    Теперь что касается иранского языка, вернее, ираноязычности скифов, алан и осетин. Именно на этом построены основные доводы «аланистов и скифоведов», производящие эти народы от иранского корня. Хотя язык как средство общения – вещь весьма пластичная, гибкая, легко трансформирующаяся и приспосабливающаяся к новым обстоятельствам. В истории Земли сотни и тысячи примеров, когда покоренные народы за два-три поколения переходили на язык завоевателя, привнося, разумеется, в новый языковой субстрат элементы собственного. Та же ситуация и в отношениях соседствующих более и менее развитых цивилизаций, активно при этом проникающих, диффундирующих друг в друга: язык меняется, особенно «на границах сфер». Проиграй мы войну гитлеровской Германии, оставшиеся в живых сегодня общались бы с господами на немецком, а между собой на русско-немецком коктейле.
    Об «иранскости» языка скифов мы уже узнали, теперь об осетинах. Самоназвание осетин – ирон, иронец, а «осетин» в русский язык пришло через грузинский «осса, овсы». Ирон, конечно, практически Иран и это не просто совпадение. Но не будем торопиться. Как уже упоминалось, любой исследователь древности видит в артефактах, археологических находках, письменных источниках только то, что ему требуется для публикации, научной карьеры, славы, денег, в конце концов. И я боюсь, что иранские корни осетинского языка также притянуты ангажированными лингвистами, как и «иранскость» языка скифо-ариев – примеры пересечения слов даны в начале статьи. Очень трудно вообразить, как может язык ариев (предки скифов) иранским, если в Иране, на Иранском нагорье ирано-арии появились позже, чем на Русской равнине лет на 500-800, причем пришли они на новую родину именно отсюда. В одной из предыдущих глав было показано направление древних миграций во времени и пространстве с соответствующими ссылками на источники.
    Вкратце напомним.15-12 тысяч лет назад европеоидные народы современной южной Сибири, или же Центральной Азии, начали постепенное движение на запад, дойдя за тысячелетия до Европы. Отсюда примерно 5 тысяч лет назад они начинают обратное реверсивное движение в сторону Урала, а также через Кавказ в Иран и Переднюю Азию, дойдя до Аравии, а также заселяют север Индостана. В Иране и в Индии арии Русской равнины появляются примерно 3800-3500 лет назад. То есть, в истории и лингвистике все до сих пор перевернуто с ног на голову. Как говорил герой мультфильма «Да, наоборот же!» Язык персов-иранцев, что современных, что древних – это ветвь общеарийского праязыка, но никак не наоборот. Также и скифский. И это предстоит признать, не сразу, я понимаю: сразу нельзя, не у всех сердце выдержит, но со временем.
    Требуется непредвзятый, честный анализ-исследование на соответствие современного осетинского языка неким иранским корням. Правда, остается еще вариант восприятия языка завоевателя, или более развитого в культурно-экономическом отношении соседнего народа-доминатора. Но таковым именно со стороны реально ираноязычной Персии-Ирана за весь обозреваемый период на Кавказе мог быть только Иран эпохи империи Сасанидов – это 3-7 век н.э. Но даже в этом случае влияние Ирана не простиралось севернее Главного Кавказского хребта – так что и этот вариант не проходит. Был еще поход персов Дария в 6 веке до н.э. через эти места, но он был достаточнро кратковременным.
    Теперь что касается, казалось бы, несомненного соответствия гидронимов осетинских речек типа Ар-дон, Карма-дон, Фиаг-дон с вполне определенным корнем «дон» - вода (река) такому же по смыслу и звучанию набору из великих европейских рек Дон, Дунай, Днепр, Днестр. Есть соответствующий ирано-авестийский корень da-nu (река, течь) и также в санскрите danu- течь, сочащаяся жидкость. Аргумент, конечно, весомый, но, оказывается аналогичные по смыслу «водяные» корни dn – d-n есть в словарях других языков, в том числе славянских, семитских и даже у хеттов. Часть специалистов вообще склоняется к тому, что названия упомянутых больших рек Европы относятся к неким доиндоевропейским языкам, то есть, названия рекам дали племена, обитавшие на данной территории еще до вторжения ариев. И арии, как завоеватели-колонизаторы переняли у местного населения названия крупнейших рек (гор, озер), а менее значительные уже переименовывали по своему вкусу, в честь себя, любимых. Здесь, кстати, происхождение гидронима «Воронеж» также является неразгаданным. Есть много гипотез и предположений, но все они носят вероятностный характер. И также вполне вероятно, что само слово Воронеж восходит еще к доиндоевропейским, к доарийским временам. Принцип принятия колонизаторами географических названий доминирующих объектов от местного населения и переименования менее значительных усматривается и в Новое время при завоевании европейцами прочих континентов.
    На сегодня не определен точный этнический состав доиндоевропейского (доарийского) населения Восточной Европы – от 5000 лет назад и ранее. Как уже упоминалось, установлены своеобразные «шлейфы» следов пребывания на севере и юге данной зоны палеоевропейского населения гаплогрупп соответственно I1 и I2a. В бассейне Дона, Кубани и Терека могли обитать – и проживают доныне – представители гаплогрупп E,G,J – переселенцев с Кавказа, Малой Азии, Передней Азии, Ближнего Востока. Кто именно давал имена и на каком языке рекам Европы и Северного Кавказа - остается неизвестным. Возможно, мы так никогда и не узнаем, кому первому на Земле пришло в голову назвать реку (воду) именем Дон и какими странными путями, благодаря каким превратностям судьбы маленькие речки, практически ручьи Центрального Кавказа стали созвучны величайшим европейским рекам. Это еще одна загадка для потомков. Если бы арии на пути из Европы в Переднюю Азию, в пресловутый Иран – через Дарьяльское ущелье и Крестовый перевал (один из трех основных маршрутов при пересечении Главного Кавказского хребта) - задержались бы здесь на длительное время, достаточное для переименования местных водных потоков на свой лад, да так, что эти названия потом пережили тысячелетия, то они должны были оставить, безусловно, и следы своего пребывания здесь в генетике современного населения, а именно у осетин. Но этого нет. Генетически это разные этносы, по генетике осетины – автохтоны Центрального Кавказа, но вот язык их определен как индоевропейский и в этом плане «дон – река» - убойный аргумент. Ну, а вдруг, это просто банальное созвучие никак не связанных между собой слов разных по происхождению языков?
    «Ясы – асы – язи» первых русских летописей
    В первых русских летописях часто встречаются упоминания о народе язи, яси, азы, даже осы, бывшем соседом русских именно по донской степи. Ученые однозначно связывают этих ясов-асов с осетинами современности и, стало быть, и с аланами. То есть, утверждается, что асы-яси-азы русских летописей это и есть аланы. Рассмотрим, насколько это верно. Речь идет уже о 9-11 веках, то есть, начиная еще с дохристианской Руси. В это время степи Приазовья, междуречья Дона и Волги, Кубани занимали одновременно несколько племен: хазары, печенеги, булгары, первые отряды половцев. Что это были за народы мы рассмотрим в следующих главах, а пока отметим, что среди них по соседству с набирающей силу Русью обитали и некие ясы. Русские той поры, в основном, враждовали с указанными народами, иногда, впрочем, вступая с ними в недолговременные союзы против других. Так было и с ясами. Вожди и князья всех племен степи частенько совершали династические и союзные межплеменные браки. Так, у князя Ярополка (1116 год) жена, полоненная им в походе на ясов, звалась Ясыня («ясского князя дщерь»). Жена Андрея Боголюбского (1176 год) – тоже была по имени Ясыня, но о ней сказано: «бо бе болгарка родом» - здесь летописец относит ясов к булгарам. Подчеркнем: к булгарам, а не к аланам-осетинам, как это хочется видеть основной массе исследователей. Хочется до того, что безоговорочно и, главное, совершенно бездоказательно, не имея письменных источников и аудиозаписей, утверждается: «...степные аланы Подонья 8-10 веков говорили на том же самом языке, на котором говорили в средние века и говорят поныне осетины, иронцы и дигорцы в горах Кавказа» .
    Возможно, но не так категорично. Появление ясов-асов-осов по соседству с Русью в 8 веке действительно можно связать с вынужденной миграцией каких-то предгорных кавказских племен под напором арабской экспансии. И по гаплогруппами они сходны – (см. выше). «Аланы» салтово-маяцкой культуры, как и современные осетины, отнесены к группе G2a Вот только, как сказано в той же работе – это разные субстраты одного народа, разделенные по времени. Иначе говоря, эти «донские аланы» - (ясы?), имеющие ту же генометку G2a, тем не менее, не родственны современным осетинам. Появление первых осетин (предков современных осетин на этих территориях – район Дарьяльского ущелья) определено в работе в 1450 лет назад, или же примерно 550 год н.э., а «аллели» донских алан гораздо старше. Осетины, их происхождение, язык продолжают оставаться одной из неразгаданных тайн истории и этнографии. Примерно такие же загадки оставили потомкам исчезнувшие ещё в конце 1-го тысячелетия до н.э. этруски и здравствующие поныне в Пиренейский горах баски. Народ – загадка. Единственный среди многочисленных народов Кавказа (кроме армян) – носитель индоевропейского языка, к тому же принявший христианство примерно в одно время с Русью и остающийся православным в окружении ислама. Как предположение: какие-то элементы языка ариев, скифо-ариев (индоевропейский) могли проникнуть в осетинский через вековые пограничные контакты предков осетин со славянами-русами, с Русью именно в домонгольский период в 7-12 веках. Взаимопроникновение соседних языков в пограничных средах явление распространенное и сегодня. Достаточно побывать на юге Воронежской области, чтобы убедиться в хождении там особого смешанного русско-украинского говора, имеющего собственное название – суржик.
    На сегодня, к сожалению, мы имеем совершенно недостаточное количество данных по генетике народов юго-восточной Европы рассматриваемого периода. Древние захоронения не систематизированы и практически не исследованы в плане изучения ДНК обнаруженных останков. Многое приходится определять по незначительным, отрывочным данным. В частности, в данной главе приведены ссылки на генетическое исследование останков предполагаемых «донских алан» всего лишь по шести образцам. Конечно, этого совершенно недостаточно. Но молекулярная биология, или же ДНК-биология (официального названия пока нет) развивается стремительно и хочется верить, что уже при жизни нашего поколения будут накоплены достаточные данные для более однозначных выводов, в том числе и по аланам и скифам.
    ВЫВОДЫ:
    1. Аланы раннего Средневековья и аланы Северного Кавказа 7-11 веков – это разные, не связанные друг с другом (кроме названия) народы;
    2. Племена, обитавшие в этот период на указанной территории, названы современниками аланами по аналогии с обитавшим здесь ранее племенем;
    3. Ясы-асы-осы русских летописей – это одно из второстепенных племен, соседствующих с Русью на границе с Диким Полем (Задонье), причем родство их с современными осетинами не доказано;
    4. Ираноязычность скифов-сарматов-алан – это один из прижившихся стереотипов мировой истории. Подлинная цепь «индоевропейских» языков выглядит так: арии – скифы - иранцы (и санскрит). Причем распространение праиндоевропейского языка (он же арийский) шло с территории Восточной Европы по расходящимся направлениям в Центральную, Западную и Южную Европу, а также в Иран (Передняя Азия) и Индостан вместе с миграциями носителей этого языка – древними ариями в период от 5000 до 2000 лет назад.
    ИСТОЧНИКИ:
    1. Чудинов В.А. Открыта скифская и антская письменность. – www.runitsa.ru/publications/publication-8.php;
    2. www.academia.edu/7304760/Скифские-имена;
    3. 4. История Северо-Осетинской АССР, под ред. Дзугаева Э.Х., т.1, Орджоникидзе, «Ир», 1987, 529 с.;
    5. haplogroup.narod.ru>celeb.html;
    6. ru.wikipedia.org/wiki/Индоарийские миграции;
    7. Золин П. Гаплогруппа R1a и праиндоевропейство – www.сайт/2009/12/07/544;
    8. Классен Е. Новые материалы для дальнейшей истории славян... Русоград. Библиотека Русоград на http://rusograd.da.ru;
    9.

    Рецензии

    Вполне допускаю теорию, что аланы не имеют никакого отношения к осетинам (тем более на Кавказе никто кроме самих осетинов их к аланам и не причисляет).
    Но должен заметить, что все измышления о древних славянах и русских так же из пальца взяты причём не только в вашей работе.

    Одно известно точно:

    Арабы 1300 лет назад дошли до центра Франции и были они в тяжёлых доспехах и кольчугах (знаменитая тяжёлая арабская кавалерия) и Европа вынуждена была срочно вооружатся подобным же образом и никак никто кроме арабов не мог претендовать на внедрение кольчуг и доспехов в Европе ибо только жуткий страх заставил срочно производить всё это европейцев.

    Теперь о ариях.



    И что?

    Взрослому человеку не стыдно носится с идей...ах мы произошли от вонючек такой-то гаплогруппы?

    И с пеной у рта дискутировать об этом.

    Мне смешно.

    А вот то что русские до 1861 года дали себя в рабах держать немцам-Романовым это не смешно.

    И многое объясняет о современности.

    "на Кавказе никто кроме самих осетинов их к аланам и не причисляет).
    Только "на Кавказе" вправе судить, являются ли осетины потомками сарматского племенного союза, известного под именем "аланы"?

    Одно известно точно:

    Арабы 1300 лет назад дошли до центра Франции и были они в тяжёлых доспехах и кольчугах (знаменитая тяжёлая арабская кавалерия) и Европа вынуждена была срочно вооружатся подобным же образом и никак никто кроме арабов не мог претендовать на внедрение кольчуг и доспехов в Европе ибо только жуткий страх заставил срочно производить всё это европейцев."
    Это ваш домысел, чепуха, кроме указания, что арабы вторглись на территорию современной Франции из Испании в 8 веке и постепенно захватили примерно половину страны. Не было у них никакой тяжелой конницы. Побежденные феодалы Аквитании плакались, что позор пал на их христианские головы, ибо они позволили "легко вооруженным и в основном, лишенным военных машин арабам одерживать победу над воинами, одетыми в панцири и вооруженными самыми ужасными оружиями". На это Карл Мартелл ответил: "... они на вершине отваги и как поток, который опрокидывает все на своем пути. Воодушевление им заменяет панцири, смелость силу. Но когда их руки будут заняты награбленным, когда они почувствуют вкус хорошего, легкого житья, когда вождями овладеет честолюбие и начнутся распри между ними - вот тогда мы пойдем на них, уверенные в победе."
    Теперь о ариях.
    Да тысячи лет назад бродили вонючие чумазые кочевники по всей Евразии, дикие, вороватые и тупые, в том числе и носители гаплогруппы RA1.
    И сейчас есть народ (цыгане) который бродит по свету.
    И что?"
    А то, что это тоже домысел, или, выражаясь по-русски, попытка подтасовать факты. В Индии гаплогруппа R1a1 встречается главным образом у представителей высших каст. Цыгане же, вышедшие из Индии (Раджахстан) примерно 10 веков назад относились к "неприкасаемым", и являются носителями гаплогруппы Н1. Только незначительная часть цыганских таборов Центральной Европы имеет гаплогруппу R1a, в частности, в Венгрии, Словакии, Хорватии. Либо это были представители высших каст, изгнанных за какие-то грехи 525-+120 лет назад из Индии (общий вонючий и чумазый предок этих "ариев" появился в Венгрии или Словакии именно тогда, а не две тысячи лет назад), либо речь идет о людях, получившие свою гаплогруппу R1a-M576 "неупорядоченным" путем.

    Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    В середине I века н. э. среди восточных сарматских союзов своей воинственностью выделяются Аланы – кочевые племена скифо-сарматского происхождения, пришедшие с низовий Волги. Некоторые из их родов остались к востоку от Каспийского моря после миграции основной орды в западном направлении.

    В русских летописях аланы назывались словом «ясы». В Никоновской летописи под 1029 годом сообщается о победном походе на ясов князя Ярослава. В армянских летописях аланы называются словом «осы». В китайских хрониках аланы известны под именем народа алань. В армянском средневековом географическом атласе Ашхарацуйц описываются несколько аланских племен у Кавказских гор.

    Данные археологии свидетельствуют, что нижнее Подонье – Приазовье – Предкавказье, сами горы Кавказа – один из древнейших ареалов жизни человека, начиная с каменного века, и составляют исторический регион, в котором в настоящее время население говорит на десятках разных языков, исповедует различные религии, весьма различна специфика их хозяйственной и культурной традиции. Однако в течение длительного периода развития народы на этой территории объединяет общность исторических судеб.

    Появление аланов в Восточной Европе – в низовьях Дона, Северном Причерноморье и Предкавказье – считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения кочевых сарматских племён, возглавлявшихся ранее наиболее влиятельным племенем среди восточных сарматов аорсами (осет. ворс – белый) – одним из близких сиракам племён, занимавшим территории между Азовским и Каспийским морями и по западному берегу Каспийского моря до Кавказа. К концу I века н. э. как аорсы, так и сираки признали главенство аланов.

    В связи с доминирующей ролью алан во всем сарматском племенном союзе, их имя стало распространяться и на все восточные сарматские союзы, возглавляемые аорсами. Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен. Это произошло по причине того, что аланы, по словам автора IV века Аммиана Марцеллина, «своими повторяющимися победами они постепенно сломили народы, которые встречали, и, подобно персам, инкорпорировали их под своим национальным именем». Остатки сарматского языка хранят финны, коми, остяки, башкиры, чуваши, мордва.

    Аланы на Кубани и на Кавказе

    На рубеже II в. н. э. аланы начинают господствовать в кубанских степях. Они упоминаются и в «Книге Велеса», где говорится, что русы и аланы проживали в Волжских и Донских степях и предгорьях Северного Кавказа, где ранее было создано «славянское царство Русколань, в котором все роды составляли единый народ русых алан».

    Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским (другое название «Аланские ворота»), так и Дербентским перевалами, разоряя Кавказскую Албанию и доходя до Каппадокии, как это было в 134 году. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, аланы держали в страхе все Закавказье. Отголоски этих событий сохранились, кроме античных, в грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд «Аланская история». Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи издали специальное военное пособие – руководство для борьбы с аланами, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.

    От контролируемой ими степной территории по Азовскому морю от нижнего Дона до нижней Волги и до предгорий Кавказских гор аланы постепенно распространились на север, к региону верхнего Дона и Донца, вступая в смешанную лесостепную зону. Среди племен, подвластных аланам, были многие славянские племена, а анты приняли имя своих новых правителей. Считают, что имя «анты» было именем одного из аланских племен Туркестана. В донецких степях часть аланов, или асов смешалась со славянами (антами), а в Северо-кавказском регионе – с местными племенами, как, например, с касогами (черкесы).

    Среди асов Северокавказского региона под контролем аланов были славянские общины как многочисленные анклавы на аланской территории. В районе Дона аланские и славянские общины сосуществовали, возможно, с начала христианской эры. В силу того, что правящие кланы асо-славян (антов) были асо– аланского происхождения, связь между антами и аланами была очень тесной. Но в арабских источниках прослеживается четкое разделение асо-славян (антов) от асов (аланов, осетинов). Большинство из этих племен пережило гуннское вторжение и продолжало существовать даже в XII столетии, в начале которого русский князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, начал войну против ясов (асов) на нижнем Дону.

    Влияние Великой Булгарии

    До падения Великой Булгарии анты населяли три разных района, и эти группы асов были отделены одна от другой вклинившимися между ними булгарскими и угорскими племенами. Эти три группы состояли из западных антов в районе нижнего Дуная, восточных антов в бассейне Северского Донца и южных асов и русов на Кубани и Северном Кавказе.
    Западные анты были завоеваны дунайскими булгарами. Часть восточных антов покорилась булгарам или уграм (мадьярам), другая их часть могла быть вытесненной из района верхнего Донца к нижнему Дону и Азовскому морю. Северо-кавказские асы и русы, также имевшие поселения на нижнем Дону и в устье Кубани, вынуждены были признать господство хазар, но они сохранили свою автономию. Вероятно, вскоре они установили какие-то связи с восточными антами, которые к тому времени расселились в районе нижнего Дона. Эти анты (или асы) на нижнем Дону и в Приазовье вместе с северо-кавказскими асами находились на территории, контролируемой хазарским каганом. Во время хазарско-арабских войн южная группа асов могла в значительной степени мигрировать к северу и смешаться с донецкими (восточными) антами.