Парад суверенитетов в ссср был. Распад ссср и «парад суверенитетов. Последствия «парада суверенитетов»

Прологом распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации союзных республик. Начало этому процессу положили кровавые события в Нагорном Карабахе, Закавказском регионе, Фергане, Сумгаите, (1988 г.), Баку, Душанбе, Тбилиси, Сухуми (1989 г.), где на почве националистических настроений произошли кровавые столкновения.

За несколько месяцев все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявляли себя собственниками недр, земли. Часть из них приняла закон о государственном языке, заявила о создании собственной армии, своей валюты. В результате в республиках усилилась нестабильность. Участились попытки решать спорные вопросы насильственным путем, росла недоброжелательность к национальным меньшинствам, нарушались права человека.

Реальная опасность распада СССР заставила союзную власть и власти республик искать компромисс. В 1988 г. идею заключения нового союзного договора выдвинули народные фронты Прибалтийских республик. Но до середины 1989 г. она не нашла поддержки у руководства страны. Лишь после того, как центробежные силы изменили Союз, центральная власть осознала важность союзного договора. 12 июня 1990 г. Совет Федерации высказался за создание Союза суверенных государств (ССГ). С возможным сочетанием элементов федерации и конфедерации.

В марте 1991 г. состоялся референдум с вопросом о сохранении СССР. За сохранение СССР проголосовало большинство населения (71,3%).

Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал I-й съезд народных депутатов России. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Совет Балтийских государств не счел возможным участвовать в разработке нового союзного договора.

18 – 19 августа 1991 г. проект нового Союзного договора был направлен в Верховный Совет СССР и республик для обсуждения. По итогам проведенного референдума о сохранении СССР было принято решение о его подписании 20 августа 1991 г.

Сторонники сохранения СССР в его прежнем положении создали Государственный комитет по чрезвычайной ситуации (ГКЧП) во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым. 18 августа группа членов ГКЧП, прибыв в Форос, где отдыхал М.С. Горбачев, предложили ему возглавить ГКЧП, но Горбачев уклонился.

19 августа 1991 г. ГКЧП объявил Горбачева недееспособным и заявил о переходе его полномочий к Г. Янаеву. ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации.

Президент РСФР Б.Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета РСФМР Р. Хасбулатов, Председатель Правительства РСФСР И. Силаев в ответ на заявление ГКЧП в своем обращении «К гражданам России» назвали действия ГКЧП реакционным, антиконституционным переворотом и объявили их действия незаконными. Б.Н. Ельцин своими указами переподчинил себе все органы власти СССР, в том числе КГБ, МВД, Министерство обороны СССР.

В ответ исполняющий обязанности Президента СССР Г. Янаев объявил указы Б. Ельцина противоречащими Конституции СССР,а следовательно, не имеющими юридической силы. В столицу были введены войска.

В результате принятых мер со стороны Президента РСФСР лидеры ГКЧП были арестованы.

Августовские события ускорили распад СССР. В течение августа – декабря 1991 г. все союзные республики провозгласили себя независимыми государствами. Проходившее 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще совещание глав трех республик - России, Украины и Белоруссии (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) заявило о распаде СССР как совершившемся факте и объявило о создании Содружества Независимых государств (СНГ).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к СНГ присоединились остальные бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских республик и республики Грузия. Главы одиннадцати государств подписали декларацию о создании СНГ, где отмечалось о прекращении существования СССР.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите важнейшие причины распада СССР и те последствия, к которым он привел.

2. .Итоги и уроки перестройки.

Литература:

Деревянко А.П., Шабельников Н.А. История России. – М., 2006.

Новейшая история России. Т. 2. – М., 1998.

Радугин А.А. История России. – М., 2002.

Парад суверенитетов - принятие Деклараций о государственном суверенитете союзными республиками СССР в 1990 - 1991 гг.

Парад суверенитетов оформил приоритет Конституций и законов республик по сравнению с союзными законами, что означало разрушение правового поля СССР и фактическое, но не юридическое образование новых государств. Причиной Парада суверенитетов является то, что в республиках образовались местные советы, которые взяли курс на самостоятельные государственные образования. Первоначально часто декларировалось «обновление СССР», но правовое и политическое противоречие было очевидным.

Принятие Деклараций о суверенитете влекло за собой:

  1. начало конституирования нового государства;
  2. начало конца СССР.

Беловежские соглашения и Алма-Атинская декларация

Финальным аккордом событий, которые начались с Деклараций о суверенитете, продолжились событиями Новоогаревского процесса (см.) и Путча 1991 г. (см.) стали Беловежские соглашения. В Беловежской Пуще были подписаны основополагающие политические документы: РФ, Белоруссия и Украина как учредители СССР констатировали, что СССР прекратил свое существование. Далее шли идеологические положения (о гражданских правах и свободах, о сохранении и развитии религиозной, лингвистической, этнической самобытности) и некоторые важные политические пункты (неприкосновенность существующих границ; уважение к статусу нейтральной зоны и безъядерного государства - ст.6; координация внешнеполитических действий - ст.7). Это было соглашение между тремя государствами. Оно вызвало замешательство в странах Центральной Азии, т.к. их лидеров, вклюая президента Казахстана Н.Назарбаева на встречу не пригласили, не будучи уверены в его позиции.

В декабре 1991 г. прошла встреча всех бывших союзных республик в Алма-Ате. Алма-Атинская декларация заложила основы для существования СНГ. Подтверждено, что СССР прекращает свое существование. Контроль над ядерным оружием будет осуществлять РФ.

Развитие событий в результате Парада суверенитетов проходило по нескольким сценариям, определившим последующую история стран.

Парад суверенитетов на Украине

На референдуме 1991 г. 70,5 % украинцев высказались за сохранение СССР (это 62,15 % всех избирателей). На том этапе проявилась особенность Галицкой области: только 20 % избирателей проголосовали за сохранение СССР (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области). Те области, которые до Первой мировой войны (например, Волынь, Ровно), входили в состав Российской империи, голосовали активнее за сохранение СССР. В Закарпатье и Черновицкой областях существовали значительные национальные меньшинства (венгры, румыны, молдаване), но и они голосовали «за», так как предпочли оставаться меньшинствами в СССР, чем в самостоятельных государствах.

После неудачи московского путча ситуация изменилась резко. Верховная Рада 24 августа 1991 г. принимает Акт о независимости Украины: смертельная опасность от России, традиции государственности, наличие Декларации - основные положения. Верховный Совет Украины принял решение о проведении референдума о независимости Украины. 1 декабря 1991 г.: состоялся референдум - 90,85 % участников высказали за независимость Украины. Первым президентом был выбран Леонид Кравчук.

Парад суверенитетов в Молдове

События 1989-1990 гг. в МССР носили чисто политический характер. Разные политические потенциалы обретали, однако, разный этнический характер.

Когда в 1989 г. ВС МССР объявил молдавский язык государственным и начал переход к латинице (т.е. к румынскому написанию текстов), в ответ началась политическая консолидация Приднепровья. Образовался ОСТК, первым председателем которого был И. Смирнов.

Политический процесс стал быстро радикализироваться, так как у руля Молдовы стояли люди, ориентировавшиеся на интеграцию в Румынию. В 1990 г. ВС издал закон о флаге и национальном гимне (как в Румынии). Для Приднестровья это было бы присоединением к чужой и враждебной стране. Итогом стал выход Приднестровья из состава Молдавии.

Парад суверенитетов в Грузии

Грузия вышла из юридического пространства СССР еще до путча августа 1991 г. В марте 1990 г. Верховный Совет Грузии принял закон «О гарантиях суверенитета в Грузии», в котором события 1921 г. были названы оккупацией и агрессией. Из этого следовали:

  1. подрыв юридических основ существования автономий;
  2. нелегитимность советской власти.

Начались стычки в Южной Осетии и Абхазии.

На референдуме о независимости подавляющее большинство населения высказалось за независимость. 9 апреля 1991 г. объявлено о восстановлении государственного суверенитета Грузии.

Парад суверенитетов в Таджикистане

В сентябре 1989 г. образовалось движение «Растахез» («Возрождение»). Верховный совет рассматривал вопрос об исламской партии и проголосовал за ее запрещение (в числе голосовавших был и глава мусульман Таджикистана). Но реальных средств для прекращения формирования партии не было. Стали появляться ячейки Исламской партии Возрождения (ИПВ). Ее представители 9 июля 1990 в Астрахани участвовали во Всесоюзном съезде ИПВ, хотя сама партия еще не существовала как партия, учредительная конференция ИПВ прошла в октябре. На Юге, в Кулябской области, идея создания ИПВ вызвала сопротивление среди администрации, населения и мусульманского духовенства. Там возникло общество «Ошкоро» («Гласность»).Объединялись и памирцы. Значительная часть населения Горно-Бадахшанской области относила себя к секте исмаилитов. В феврале 1991 возникла организация «Лали Бадахшон» - организация памирцев. Эскалация конфликта вылилась в гражданскую войну.

Парад суверенитетов в Беларуси

Народный Фронт с самого начала был очень радикальной и одной из самых антироссийских организаций (курс на ЕС и НАТО, мобилизация населения на темах преступлений сталинизма). В начале 1990-х гг. Народный Фронт имел влияние на правящие круги. Они добивались повсеместного внедрения белорусского языка, но здесь совершили политическую ошибку. Белорусское национальное самосознание достаточно твердо, но большая часть белорусов предпочитает говорить на русском языке, считая белорусский язык языком деревни.

Это была волна непродуманного национализма, к которой добавились экономическая либерализация, а также определенная коррупция в государственном аппарате. Это породило отторжение населением тех, кто был связан с этими новыми веяниями. Они политически проиграли (ст. Национально-государственные конфликты).

Рекомендуемая литература

Баринов И., Овсеенко Ю.С., Зайцев А., Соколов А., Шералиев О., Мирзалиева М.А., Абдураимова Ш., Манасян Т., Абдурасулова Х.И. В общем историческом пространстве: голоса молодых Ч. III

Пивовар Е.И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк.

Сидорович А.В., Коченов В.Г., Харитонова Н.И. и др. Постсоветское пространство. Евразийская идея в XXI веке: новый вектор развития

Садыхов Ф., Власов А.В., Караваев А. и др. Российско-Азербайджанские отношения. История и современность

Алпыстаева Г.А., Сыргакбаева А.С., Андиржанова и др. Россия - Казахстан: проблемы и перспективы взаимодействия. Ч. V. Столице Казахстана десять лет.

Булуктаев Ю.О., Власов А.В., Харитонова Н.И. и др. Россия - Казахстан: проблемы и перспективы взаимодействия. Ч. VI. Национальная идея в Казахстане

Галиева З.И., Исабаева Н.А., Жоошбекова А.Р. и др. Россия - Кыргызстан. Ч. I, На пути к интеграции.

Рахимов М.А., Парамонов В., Строков А. и др. Россия - Узбекистан. Ч. III Современные тенденции международных отношений в центральной Азии

Мадаева Ш.А., Шадманова С., Гуламова Д.А. и др. Россия - Узбекистан. Ч. V Гражданское общество в Узбекистане

Бобоматов Т., Туйчиев У., Курбанов Г. и д. Россия - Узбекистан. Ч. VI, История и современность

Германов В., Шамукарамова Ф., Мухаммадиев А.Г. и др. Россия - Узбекистан. Ч. VII История и современность

Филанович М., Отахужаев А., Буряков Ю. и др. Россия - Узбекистан. Ч. VIII, История среднеазиатского предпринимательства

Караев А., Власов А., Рахимжанова А.М и др. Россия-Казахстан. Проблемы и перспективы взаимодействия

Власов А.В., Солопова О.В., Цимбаева Е.Н. и др. Слово ученикам. К юбилею ректора Российского государственного гуманитарного университета Пивовара Е.И.

Процесс суверенизация России привел 1 ноября 1990 года к принятию постановления об экономическом суверенитете России.

В этот период происходило образование различных партий, не имевших значительного влияния. Все они находились в оппозиции к КПСС, которая все продолжала контролировать союзные структуры власти. Однако и КПСС переживала довольно серьезный кризис. XXVIII съезд партии в июле 1990 года привел в выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численности партии в 1990 году резко снизилась - с 20 до 15 миллионов человек.

Политическая обстановка в стране вышла из-под контроля. Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились к сепаратизму, доказать, что они нации живут за счет других.

В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этом пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая, по сути, была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителем уголовно - теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Разжигались межнациональные конфликты, которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов прокатились по стране (в Казахстане, Азербайджане, Армении, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Молдавии, Крыму и других республиках). Именно эти конфликты способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

В течение 1990 - 1991 годов прошел так называемый парад суверенитетов, в ходе которого все союзные (в том числе и РСФСР) и многие из автономных республик приняли декларации о суверенитете, в которых оспаривали приоритет общесоюзных законов над республиками, что начало так называемую войну законов.

Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающий в централизованные фонды государства.

Все вышеперечисленное нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в Верховный Совет экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода их кризисной ситуации, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались разрушительной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

Таким образом, призывы к более быстрым, радикальным реформам в политике и экономике способствовали усилению кризисных явлений в экономике и политическом кризисе в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, сопровождавшимися массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе из состава Союза ССР и начали процесс преобразования их в независимые государства. К 1991 году о независимости объявил Верховный Совет Грузии.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленчиских структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса

В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарёво (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С.Горбачёва с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновлённого Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления,принятие новой Конституции,изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.Приверженцы М.С.Горбачёва видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опастности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти.Группа учёных-обществоведов выступила с протестом против пректа договора.Подготовленный к подписанию документ был расценён как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сеператистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачёв был отстранён от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С.Горбачёва-в связи с состоянием его здоровья-исполнять президентские обязонности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-призедент Г.И.Янаев, премьер - министр В.С.Павлов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н.Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа бал положен конец её существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств-России(Б.Н.Ельцин), Украины(Л.Кравчук) и Белоруссии (С.Шукшевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договорённость о создании СНГ-Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились ещё восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

2. Распад СССР и «парад суверенитетов»

распад политический парад суверенитет

После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С" конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года.

Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа – начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске.

М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути это была последняя попытка центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный развал СССР и неизбежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

24 августа 1991 г. ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив, что с этого момента

действующими на территории являются лишь Конституция, законы, постановления и другие акты законодательства республики. В тот же день о своей независимости заявила Белоруссия, 27 августа это сделала Молдавия, 30-го – Азербайджан, 31-го – Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер 3. Гамсахурдиа выступил с требованием, чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные Советы Латвии, Литвы и Эстонии еще 20–21 августа объявили о своей независимости и восстановлении конституций, действовавших до 1940 г. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа

Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств(СНГ). Этот акт вошел в историю как <Беловежское соглашение>. 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав темсамым кончину Союза.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.


3. Последствия распада СССР

3.1 Экономические последствия

1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное – относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного – и имеющего тенденцию к безвозмездности – долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.


Главной причиной летального исхода кризиса для СССР стал конфликт союзной и российской политических элит на фоне политической апатии большинства населения России. 2. Особенности развития стран средней Азии после распада СССР 2.1 Казахстан Казахстан принял декларацию о суверенитете 25 октября 1990 г. Независимость Казахстана была провозглашена 16 декабря 1991 г., в последней из республик...

Августа 1941 года о необходимости "буферной зоны между славянами и тевтонами", подконтрольной англосаксам через многосторонние структуры и наднациональные механизмы. 2. Геополитические теории распада СССР 2.1. Геополитическая теория и судьба Советского Союза по Коллинзу. В сочинениях социолога Р.Коллинза представлена, вероятно, наиболее интересная и хорошо разработанная теория...

Арестованы, Горбачев вернулся в Москву. События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка, как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и навсегда сделанный социалистический выбор. Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачев согласился на серьезные уступки со стороны центра в...

Или стран бывших советских республик. Потому что в слово - МИР, прозвучавшее в номинации лауреата, по таинственной причине не включило «человека» с территорий бывших советских республик, который в то самое время уже погряз в межэтнических конфликтах и вооруженных столкновениях… Последствия распада СССР Все изменилось 8 декабря 1991 года, после заявления трех (Президент РСФСР – Б.Ельцин, ...