Рамсес II. Семья Рамсеса II. Нефертари -царица Египта и места связанные с ней Нефертари царица египетская история жизни

Найдены ноги царицы Нефертари - гласит научная статья в интернет-издании PLoS ONE. Несмотря на то, что утверждение звучит фривольно, открытие это самое что ни на есть серьезное.
Почерневшая, сильно поврежденная и официально "ничейная" пара мумифицированных ног возрастом 3200 лет около века находилась в Египетском музее Турина. Из Долины цариц их вместе с рядом других артефактов привез итальянский дипломат и археолог Эрнесто Скиапарелли.

В 1904-м он совершил свое главное открытие: нашел погребение Нефертари, первой и любимой супруги фараона Рамсеса II из XIX династии, правившего в 1279-1213 до н.э. Гробницу разграбили еще в древности, как и большинство погребений некрополя. Грабители забирали ценные предметы и уничтожали мумии в поисках драгоценностей под бинтами. Похожая судьба ждала и гробницу Нефертари. Открыв погребение Скиапарелли нашел лишь остатки саркофага, слегка поношенные сандалии, несколько десятков погребальных статуэток ушебти с написанным именем царицы, поломанную мебель и мумифицированные ноги в луже грязи.
Было подозрение, что это останки той самой прекрасной царицы, но доказательств не было. Принадлежность останков решила выяснить международная группа ученых во главе с египтологом Михаэлем Хабихта из Института эволюционной медицины при университете в Цюрихе и Франка Рюли, главы этого института. Останки Нефертари чрезвычайно важны для истории и египтологии, поскольку она - одна из самых знаменитых правительниц стародавнего Египта.

Красивая и таинственная

Нефертари - одна из самых интригующих личностей в истории. Многие путают ее с Нефертити, женой Эхнатона из XVIII династии, жившей за 100 лет до Нефертари.

Составить впечатление о Нефертари можно благодаря святыне в Абу Симбеле, где ей воздвигнута статуя такого же размера, как и ее мужу Рамсесу II. Хотя обычно супругов фараонов изображали в виде небольших фигур, которые еле достигали колен правителя. Неизвестно, откуда она, кем были ее родители, как прошло ее детство и когда она вышла замуж за Рамсеса. Создается впечатление, будто ее и не существовало до 1279 г до н.э, когда ее муж стал фараоном. С того времени она стала появляться в хрониках, поскольку сопровождала его в ходе различных церемоний и поездок. За 25 лет супружеской жизни Нефертари родила ему четырех сыновей и как минимум четверых дочерей. Хотя в общем детей у Рамсеса II было куда больше: по разным источникам их количество колеблется от 100 до 170. Их рожали не только жены Рамсеса, но и его наложницы.

Последнее упоминание о Нефертари касается открытия святыни в Абу-Симбеле на 24-м году правления Рамсеса II. После этого Нефертари пропала. Ее не было даже на самом важном для фараона мероприятии хеб-сед - "празднике тридцатилетия (царствования правящего фараона)". По мнению египтологов отсутствие Нефертари на 30-й годовщине коронации может означать, что она умерла. Правда, причина смерти царицы, которой на то время было около 40-50 лет, нигде не упоминается.

Мумия Нефертари находилась в искусно отделанном саркофаге из розового гранита в самом богатом захоронении Долины цариц - его стены украшали сцены из путешествия царицы по полям Иалу в царстве Осириса, раю древних египтян.

Что можно прочесть по костям

Останки из туринского музея ученые исследовали методом радиоуглеродного анализа, а также антропологическими, палеопатологическими, генетическими и химическими методами. Материал исследования - части двух бедренных костей, коленная чашечка и верхние части двух берцовых костей. В очень плохом состоянии.

На основании размера коленей ученые установили, что ноги принадлежали щуплой женщине ростом 165-168 см. Поскольку рентген правого колена показал признаки атеросклероза, следователи предположили, что женщине было около 40 лет. Если останки принадлежат Нефертари, то она была на 10-12 см выше большинства египетских женщин времен Нового царства. То есть, была ростом со среднего египетского мужчину.

Подтвердить то, что останки, найденные Скиапарелли, действительно принадлежат Нефертари, можно и при помощи египтологов. В частности, о царском происхождении женщины должны свидетельствовать погребальные обычаи, исторические данные и находки, сделанные в гробнице. В частности, методы бальзамирования, которые использовались во времена Рамсеса, царские сандалии (на современный 39-40 размер ноги), изготовленные из трав, пальмовых листьев, папируса и выдержанные в характерном для времен Рамсеса стиле, а также найденные в гробнице фрагменты саркофага и множество предметов (фигурки ушебти, остатки керамики), на которых было написано имя хозяйки - Нефертари.

Анализ ДНК в целом не удался - образцы были сильно загрязнены. А вот данные радиоуглеродного анализа внесли в результаты исследований определенную путницу. В частности, результаты свидетельствуют о том, что останки могли принадлежать человеку, живущему за 200 лет до Нефертари. Впрочем, ученые отмечают, что дискуссии о расхождениях между данным радиоуглеродного анализа и принятой моделью египетской хронологии ведутся не первый год.

Вероятнее всего мумифицированные ноги действительно принадлежат царице Нефертари. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью ученые, к сожалению, не могут.

Сикстинская капелла древнего Египта

Нефертари Меренмут - полное имя царицы -означает "прекрасная спутница".Ее называют самой любимой из пяти супруг фараона, уже на первом году самостоятельного правления фараона Рамсеса II Нефертари считалась главной царицей. Ее изображение можно увидеть рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре - Нефертари непременно изображали рядом с Рамсесом, пока ее место не заняли принцессы. Сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе, "неизвестной" царицей из Берлинского музея тоже предположительно является супруга Рамсеса ІІ. Самый большой памятник царице - храм Ибшек в Абу-Симбеле, к северу от святилища самого Рамсеса II. Он украшен огромными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

Гробницу царицы называют Сикстинской капеллой древнего Египта - полихромные росписи на стенах считаются самыми выдающимися произведениями искусства эпохи Нового царства. Из-за плохого качества известняка, в котором вырублена гробница, и соленых грунтовых вод к 70-м годам прошлого века росписи на стенах находились на грани исчезновения. В рамках специального реставрационного проекта "Нефертари" Египетская служба древностей и Институт консервации Поля Гетти на протяжении шести лет занимался реставрацией гробницы. В ноябре 1995-го гробницу вновь открыли для посетителей.

Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э. Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).

Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.

Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя

В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.

Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.

Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки

Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?

Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.

Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа

Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.

Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.

Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари

Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сражу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.

Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.

Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров

На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.

На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.

Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы

К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».

Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.

В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле

И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.

Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .

То не обойдите вниманием и не менее любопытную Долину цариц. Вы хотите услышать увлекательный рассказ о загадочной царице Египта Нефертари? Мечтаете прикоснуться к такой древнейшей истории , что захватывает дух? Пополните свои впечатления от этой удивительной страны еще одним потрясающим приключением – путешествием к божественной Нефертари!

Египетская долина цариц раскинулась совсем рядом с Долиной царей , на западном берегу Нила , напротив древних Фив, ныне Луксора . В ней археологами были раскопаны примерно 80 захоронений детей и жен египетских фараонов, а также знати, варварски разрушенных и сожженных. Частично они были преобразованы в стойла для скота.

Гробница Нефертари была обнаружена в 1904 году. Почти 90 лет потребовалось ученым на изучение ее иероглифов, и только в 1995 году туда впустили посетителей. В день ее посещают не более 150 человек: массовые посещения могут нарушить микроклимат внутри и повредить уникальное украшение ее стен.

Датой основания этих усыпальниц ученые называют период с 1550 по 1070 годы до нашей эры. По сравнению с Долиной царей эта долина не такая закрытая, попасть в нее можно через ущелье с памятными стелами в честь завоевательных походов фараона Рамзеса Третьего. Вокруг можно увидеть наскальные молитвенные обращения к богам Египта – Анубису и Осирису .

Особо впечатляющей усыпальницей является захоронение царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса Великого. Здесь отлично сохранились колоритные полихромные фрески, украшающие богатую усыпальницу.

Рисунки в усыпальнице Нефертари до сих пор считаются одним из главных и наиболее информативных источников по истории Древнего Египта.

Нефертари Меренмут в переводе означает прекраснейшая возлюбленная Мут. Она была самой могущественной царицей с первых дней правления Рамзеса Второго.

Происхождение Нефертари остается до сих пор загадкой для ученых, но с давних пор ее называют крайне знатной дамой, потомком придворной знати. Ученые предполагают, что она происходила из семьи Эйе, к которой принадлежал и один из последних фараонов восемнадцатой династии. Скорее всего, ее родственные связи с этим кланом скрывался, так как мог скомпрометировать Нефертари.

С царицей связана масса изображений и памятников Египта. Ее долго изображали около огромных статуй ее супруга, рялом с ним она и на пилоне в Фивах (Луксоре), где надписи датированы третьим годом после восхождения Рамсеса на престол.

На древнеегипетских рельефах жена фараона изображалась рядом с ним, при этом ее рост едва доходил фараону до колена. Но в храме Ибшек фасад украшен огромными статуями Нефертари, одинаковыми по высоте с изваяниями фараона, что говорит об исключительном положении Нефертари в государстве.

Необыкновенной красоты статуя Нефертари сохранена и установлена в Брюсселе, она стоит возле статуи Рамсеса, привезенной из Туринского музея. Также величественный храм Ибшек, расположенный на севере от захоронения самого фараона Рамсеса, воздвигнут в честь Нефертари. Его фасадную часть обрамляют колоссы Рамсеса и нефертари, последняя изображена в обличье богини Хатхор.

Все внутреннее убранство святилища указывает на присутствие в нем образа Нефертари наравне с ее супругом. Ни одна египетская царица не была так прославляема и почитаема, кроме Нефертари и жены фараона Аменхотепа Третьего Тейе. Ля Тейе также супруг воздвиг прекрасный храм, где тоже изобразил свою любимую в образе Хатхор.

Хатхор – богиня Египта, охраняющая любовь и рождение детей , а также это богиня танцев, музыки, радости и веселья. Ее почитали как проводницу в загробный мир, она покровительствовала женщинам и считалась творительницей всего мира. Хатхор всегда изображалась с головой коровы, либо просто с коровьими рогами, держащими солнечный диск.

Нефертари Мери-эн-мут (Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэритенмут - "Возлюбленная богини Мут") - первая супруга Рамсеса II, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.


Нефертари Меритенмут

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу.

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1269 до н. э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой.

Сохранилось большое количество памятников связанных с царицей Нефертари:

* Она предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами - Бент-Анат и Мерит-Амон.
* Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе.
* Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея.
* Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя «неизвестной» царицы из Берлинского музея.
* Наконец, грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II. Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор. Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.

Гробница Нефертари
Изображение Нефертари из посвящённого ей храма в Абу-Симбеле.

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц (QV66) и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.


Эрнесто Скьяпарелли.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам - разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов - хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Нефертари играет в сенет

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.


Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.


Fresco_Mural_Paintings_in_the_Tomb_of_Nefertity_Adults_Egyptians_Women_Females_Middle_
Easterners_North_Africans_Africans

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.


План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;


Исида, ведущая Нефертари к Хепри.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.


Осирис и Атум.


Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.


Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.


Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).


Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.


Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.


Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.


Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.

На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.


Во время реставрации.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.

Гробница Нефертари

Многие специалисты считают гробницу Нефертари, обнаруженную в 1904 г., самой прекрасной из египетских гробниц. Из-за серь­езных проблем, которые возникли в связи с сохранностью ее восхитительных росписей, гробница была закрыта для посеще­ния в 1950-х гг. и открыта только в ноябре 1995 г. Доступ сюда регулируют очень строгие прави­ла, чтобы сохранить, насколько это возможно, хрупкий микроклиматический баланс. Ежедневно для посещения гробницы выделяет­ся только 150 билетов. Несмотря на небывалую дороговизну, билеты заканчиваются уже к 10.00 (стоимость полного билета 100 LЕ, студенческого 50 LЕ). У вас останутся яркие впечатле­ния от удивительных настенных росписей с не­обычайно живыми красками.


Храм Нефертари в Абу-Симбел

Нефертари Мэри-эн-мут (имя, означающее "прекрасная, возлюбленная Мут"), вероятнее всего, вышла замуж за великого фараона Рамсеса II прежде, чем он вступил на престол. Она обладала положением совершенно особенным и беспреце­дентным в истории Египта. Ее ведущую роль по сравнению с другими бесчис­ленными женами фараонов подтверждает тот факт, что она всегда находи­лась в свите Рамсеса не только во время гражданских или религиозных цере­моний, но даже в процессе важных поездок, например, в Нубию в 24-й год его правления (ок. 1255 г. до н.э.) по случаю торжественного открытия малого хра­ма Абу-Симбела, посвященного богине Хатор и самой Нефертари: царица пред­ставлена большими изваяниями, по размеру одинаковыми со статуями фарао­на, - факт исключительный, учитывая то, что обычно жена изображалась сбоку от фараона, едва доходя ему до колена.

Photo by Sandro Vannini, courtesy De Agostini
Anubis
The jackal-headed Anubis graces another wall inside Queen Nefertiti"s tomb. As the god responsible for embalming, Anubis he is pictured welcoming Nefertari into the afterlife.

Нефертари также играла свою роль и во внешней политике, что подтвержда­ет письмо, которое она послала Подухепе, царице хеттов, в котором она выра­жала свою сестринскую дружбу к "великой правительнице Хатти". Происхождение Нефертари все еще окутано тайной. Определенные данные указывают на то, что ее семья происходила из фиванского региона; кроме то­го, орнаментированный свиток фараона Аи, изображенный на ручке коробки, найденной в ее гробнице, позволяет предположить близкую связь с этим ца­рем, который был родом из Ахмима, города, священного для бога Мина и рас­положенного немногим более чем в 100 км к северу от Фив.


Нефертари изображена предлагающей систры (ритуальные трещотки)

В Рамессеуме, вну­шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни­ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, Аи, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому - первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо­ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари нам также неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса - в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.



Общий вид на Долину Цариц
Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», - археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550-1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.


Долина цариц и священный грот богини Хатхор.

ЦАРИЦА НЕФЕРТАРИ
Древний Египет. XIX династия. XIII в. до н.э.
Оригинал: роспись из усыпальницы Нефертари.
Фивы

Царица Нефертари была главной супругой знаменитого фараона Рамсеса II. Она изображена в парадном головном уборе - шути, состоящем из темно-синего парика, золотого коршуна богини Мут, покровительницы цариц, золотого солнечного диска и стилизованных страусиных перьев. Белоснежное жреческое одеяние Нефертари украшено многоцветным ритуальным ожерельем усех. Рядом выписаны ее имя и титулы. Память о супруге Рамсеса пережила века: в далекой Нубии, в священных скалах Абу-Симбела, обожествленной царице был посвящен особый храм.


The artistic process used to create the time-worn effect in this painting of an Ancient Egyptian portrait is a mixed media technique called Paper Batik. Our portrait was based upon a painting of Queen Nefertari from her tomb in the Valley of the Queens.


Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел
Храм Ра-Харахте (Храм солнца - Рамсеса II)
Нефертари - супруга Рамсеса II у ног своего мужа.
У ног короля изображены ещё несколько его жён, сыновей и дочерей.

Царица Нефертари известна как супруга фараона древнего Египта Рамзеса II Великого во время правления 19 династии. Она была одной из его многочисленных жен, но находилась в статусе фавориток. Ее биологические родители неизвестны, но существуют достоверные сведения о том, что она была полна решимости быть настоящей царицей. Возможно, ее братом был Аменмоз, мэр столицы Фивы. От брака с Рамзесом II у них родилось два сына, Амохирвомеф и близнецы Прехирвонмеф Меритамон и Мертатум.
Глядя на памятники архитектуры древнего Египта, построенные в ее честь по приказу царственного супруга, становится вполне очевидным то, что она имела огромное значение для фараона и играла важную роль во дворце. Можно сказать, что она обладала политическим влиянием в древней цивилизации.


Подарок Нефертари: храм Абу-Симбел

Рамзес II построил для нее храм Абу-Симбел к югу от современного Асуана, возле второго порога Нила. Каменный комплекс, вырезанный в скале, содержит четыре больших статуи Рамзеса II. Он был посвящен культу Хатхор и царице Нефертари.

Нефертари была не единственной женщиной для фараона. Во дворце постоянно находился гарем, которым управляли несколько жен. От Рамзеса II родилось более ста детей. Но он считал главную супругу самой красивой.

Исчезновение с политической сцены Нефертари остается для науки загадкой. Эксперты уверены, что она умерла, находясь в гареме. Находка ее гробницы, украшенной великолепными картинами, пополнила сокровищницу древнего Египта. Расположенная в некрополе недалеко от Луксора, она содержит множество секретов, которые предстоит разгадать ученым.

Храм Абу-Симбел. Египет.